Записки старушки Мадикен

6 февраля, 2012

Дом Варгина на Тверской

И опять я вернулась к Варгину, к Тверской улице.


1902

Варгин звучит гораздо представительнее, чем Варежкин, хотя варьги и варежки — это одно и то же, и фамилию Варгин или тогда это было прозвище получил серпуховский родоначальник семейства, монастырнский крестьяни Василий сын Алексеев. Поставлял он монастырю теплые рукавицы, за что и был прозван Варгиным.

Внук того самого Василия Алексеевича — Василий Васильевич Варгин в 17 лет с благословения родни взялся за поставку сукна для армейского обмундирования. Была тогда война с Наполеоном и сукна на это дело требовалось много. Казне сукно обходилось совсем недорого, потому что снабжал Василий Васильевич армию сукном с семейных полотняных фабрик в Вязьме, Костроме и Переяславле. Так что и сам в накладе не был, и казну не разорял.
С русскими войсками побывал молодой Варгин в Париже и загорелся идеей создания театра.

Вернувшись в Москву, деловитый и честный Варгин попадает под звездопад заслуженных наград: ему вручают осыпанную бриллиантами медаль «За усердие» от государя, серебряную — от Военного ведомства и еще одну — от купечества. Военное ведомство его в эту пору крепко жалует, не хочет расставаться, и купец («платье носил русское: высокие сапоги, чуйку и большую шляпу») продолжает делать поставки для армии «с необычайным размахом».

В 1819 году Василий Васильевич становится одним из крупных владельцев московской недвижимости. Москву отстраивают после пожара. Варгин приоберетает участки на Театральной площади, на Кузнецком мосту и на Тверской улице с обязательством застроить их в три года.

Но тут на добрейшего Василия Васильевича начинают сыпаться все шишки. Дело в том, что граф Чернышев решил занять место военного министра Татищева и написал на того донос. Мол разграбили казну, растащили. Расплатился же за все это поставщик двора Варгин. В 1826 году купца сажают в Петропавловский равелин за то, что дела по поставкам велись без векселей, требований обеспечения залогами, штрафов за нарушения. То, что именно это помогло не разорить государство, никого уже не интересовало. Варгин лишается своих доходных домов, они оказываются под опекой, лишается доброго имени и орденов.

…Его выпустили из каземата через год, но это уже был другой человек. Полетели годы бесплодных усилий оправдать себя. Никто не слушал: через 20 лет после Отечественной войны имущество одного из честнейших (и это было доказано!) поставщиков русской армии было определено к продаже. Варгин просил назначить суд: надеялся, что сумеет доказать свою невиновность. Разумеется, боясь огласки настоящих виновных, ему отказали.

Малый театр у Варгина отобрали, но остались доходные дома. Дом на Тверской Варгину удалось привести в порядок, и он стал одной из лучших в городе гостиниц. Это был настоящий торговый центр, с аптекой, студиями фотографов, магазинчиками и меблированными комнатами.

В 1845 Федор Тютчев посетил Москву, и остановился в меблированных комнатах купца Варгина.

В 1850 году новый царь объявляет амнистию декабристам. Герои 1825 года начинают возвращаться в Москву. Дело Варгина тоже решили пересмотреть, и выясилось, что «30 лет назад некий генерал-адъютант Стрекалов ошибся («арифметически»), сообщая государю о размерах долга купца: вместо тысячи (1000) неподтвержденных документами рублей указал получением из казны более миллиона (1000 000)».
А сам Василий Васильевич, узнав об окончании дела («характер его очень изменился. Прежние бесстрашие и деловитость сменились робостью человека, привыкшего ждать новые несправедливости»), только заплакал: «Не им меня прощать — у меня бы надо просить прощения».
Вместо «прости» Василия Васильевича высочайше обязали: «не искать в казне должных ему денег». По окончательным подсчетам государство оказалось должно ему 3 миллиона 380 тысяч!

Варгин живет на Пятницкой улице в собственном доме, а на Тверской продолжает процветать его гостиница. В 1853 году там поселяется вернувшийся из ссылки декабрист Голицын Валерьян Михайлович. Член Северного общества.

А через два года в доме начинается сладкая жизнь.


Адольф Сиу с женой

В 1855 году в день Св. Екатерины 24 ноября в доме Варгина открылся магазин-кондитерская. Хозяевами магазина были французский предприниматель Адольф Сиу и его жена. Никто и не предполагал, что из маленькой кондитерской вырастет огромная фабрика «Большевик». Сам Адольф Сиу не поверил бы в это, а уж его жена и подавно. Они придумывают для своего предприятия другое название, более соответствующее тогдашней действительности — «А.Сиу и К». Кстати в 1913 году к 300-летию дома Романовых фабрика выпускает печенье «Юбилейное», которая так любят мои девчонки. А я-то голову ломала все детство, что там за юбилей такой был.

Сам Варгин в 1859 году умирает. Он похоронен на семейном участке Донского монастыря. В личной кассе некогда знаменитого поставщика двора Его Императорского Высочества лежало 15 рублей серебром.

После кончины Варгина в 1859 г. владение перешло наследникам, в числе которых были М.И. Лясковская, жена профессора химии Московского университета Н.Э.Лясковского, и её брат Н.И. Варгин, сотрудник Общества сельского хозяйства.

В справочнике Москва за 1901 год, владельцем дома на Тверской значится Н.и.Варгин.


1905

В здании на углу с Тверской площадью находилась одна из знаменитых московских аптек — Большая Тверская аптека доктора Л.С.Раппопорта.


1914
http://www.oldposuda.spb.ru/forum/index.php?topic=1206.15

Флакончики этой аптеки до сих пор ценятся среди знающих людей.

Интерес представляет еще и тот факт, что с 1829 года в аптеке начинает работать тот самый Н.Э.Лясковский — муж М.И.Лясковской — урожденной Варгиной (кстати она была крестной матерью поэта Андрея Белого, раз уж мы о ней вспомнили).
«С 1829 года, — читаем мы в биографии Николая Эрастовича, — он начал изучать медицину под руководством управляющего аптекой Флюхарта. В 1832—1835 годах работал в Арбатской, Ново-Полянской и Лубянской аптеках, а в 1836—1841 годах учился (в числе своекоштных студентов) на медицинском факультете Московского университета». Учитывая, что в 1829 году Николаю Эрастовичу было 13 лет, он вполне мог познакомиться со своей будущей супругой прямо в этой аптеке. 🙂

Н.Э.Лясковский — был интереснейшим человеком своего времени. Окончил Московский университет, доучивался в Европе на ветеринара, изучал «скотоврачебную науку», потом преподавал в Университете фармакологию, химию. Студенты его обожали.
В 1849 году Лясковский защитил диссертацию на латинском языке «De cholere epidemici nonullis causis atmosphericis» («О некоторых атмосферных причинах холерной эпидемии») и получил степень доктора медицины. В 1850 году он был избран в действительные члены Московского физико-медицинского общества, а в 1852 году в действительные члены Московского Общества сельского хозяйства. (А вы помните, что Николай Иванович Варгин — брат его жены, тоже был сотрудником Общества Сельского хозяйства). В 1859 году Лясковский был назначен ординарным профессором химии в Московский университет.

Провинциального вида дом Варгина уже в 1910-х годах стал портить вид главной московской улице. Тогда его собирались снести, чтобы на его месте построить 9-12 этажный «небоскрёб на Тверской», но Первая Мировая война, а потом и революции помешали осуществлению этого проекта.


1931 год Аптека № 35, которая пришла на смену Большой Тверской Аптеке.

Дом достоял до Генеральной реконструкции. Здание снесли, а на его месте появился книжный магазин «Москва» и что-то наверху. До сих пор не задумывалась, что именно.


1936


1958

Но если поднять голову вверх, то еще можно угадать силует старого дома Варгина, который как бы поднялся над Тверской улицей.

Хотя вот этому юному москвичу и невдомек, что Тверская когда-то была совсем другой, узкой, с булыжной мостовой с трехэтажными домами.


1965-69


1975-80

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Оставьте комментарий

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.