Записки старушки Мадикен

5 августа, 2011

телеграф

Filed under: Uncategorized — Метки: , , , — Записки старушки Мадикен @ 18:07

Когда-то участок между Долгоруковским и Газетным переулками принадлежал генерал-фельдмаршалу князю Н.Ю.Трубецкому, долгое время занимавшему пост генерал-прокурора Сената. В 1770 г. его дом был приобретен казной для Межевой канцелярии. Канцелярия руководила межевыми конторами, проверяла и утверждала межевые планы и книги, собирала и хранила в архиве оригиналы всех документов.

Канцелярия просуществовала здесь до 3 октября 1788 г., ровно до того момента, когда Императрица Екатерина II своим указом не повелела отдать «казенный дом, где прежде помещалась межевая канцелярия, Московскому Университету для употребления на его надобности».

К тому моменту университет переживал трудные времена. Новое здание на Моховой строилось медленно, русско-турецкая война не позволяла расходовать большие средства на образование. Университет же разростался, было «негде расположить все принадлежности университетской, как-то: библиотеки, кабинета натуральной истории, физических машин, анатомии, лаборатории, ботанического сада и протчих вещей, находящихся в совершенном неустройстве, наносящим вред оным».

В новополученный дом на Тверской перевели университетскую типографию, словолитню и книжную лавку, которыми руководил знаменитый просветитель и книгоиздатель Н.И.Новиков. Тут же была и одна из первых московских публичных библиотек.

Под нужды университета дом Трубецкого перестраивал М.Ф.Казаков — он выделил угол здания купольной ротондой, отмечавшей поворот улицы в этом месте. Вторая ротонда появилась позже, уже во время существания здесь пансиона, в ней находилась домовая церковь, освященная во имя преподобного Сергия.


За чертеж спасибо

Пансион появился здесь в 1791 г. Это был университетский благородный пансион — закрытое учебное заведение для дворянских детей, одно из лучших учебных заведений в России, ставшее центром общественной и литературной жизни Москвы. В нем преподавали крупные ученые Московского университета. В пансионе учились шесть лет. Можно сказать, что это была подготовительная ступень Университета, высокий уровень образования приравнивал его к Царскосельскому лицею, появившемуся чуть позже.
В пансионе воспитывались М.Ю.Лермонтов, Е.А.Баратынский, А.П.Ермолов, А.С.Грибоедов, А.Ф.Вельтман, В Ф.Одоевский, С.П.Шевырев. Ими было организовано «Дружеское литературное общество». «Всякое чтение в Обществе, — по словам М. П. Погодина, — делалось предметом живых споров и суждений у студентов».

В соседний Газетный переулок, выходил небольшой флигель Благородного университетского пансиона, в котором жил директор А. А. Прокопович-Антонский. У него квартировал В. А. Жуковский, который здесь, как утверждают, написал поэму «Людмила». П. А. Вяземский вспоминал, что, возвращаясь «за полночь с какой-нибудь вечеринки или бала» Газетным переулком, он видел свет в окне Жуковского и заезжал к нему на беседу.

Одну из ротонд по Газетному переулку прекрасно видно на этом фото

Однако выпускниками пансиона были и будущие декабристы, видный участник Южного общества Н.С.Бобрищев-Пушкин, члены Союза Благоденствия А.В.Семенов и П.П.Каверин, видный декабрист А.И.Якубович, член Северного общества П.А.Муханов, первый из арестованных декабристов В.Ф.Раевский организовавшие Северное и Южное тайоное общество.
Николаю I такие московские вольности не нравились.
И вот в 1830-м году приехал царь Николай I в Москву, заявился, т.е. пожаловал в Благородный пансион, а там золотыми буквами на мраморной доске выбиты имена тех, кого сам Николай высылал, разжаловал и даже повесил одного (П.Г.Каховского). А просто все они были отличниками-выпусниками того самого пансиона, и пансион ими гордился ничуть не меньше, чем остальными. Осерчал Николай и объявил указ, а по тому указу от 29 марта 1830 г. пансион был преобразован в 1-ю дворянскую гимназию, с муштрой и преподаванием военного дела, и никаких мраморных досок! Но и на этом царь не остановился, вскоре дом был продан, и в нем поместилось множество торговых заведений. Один из воспитанников пансиона, М.А. Дмитриев, так писал о продаже дома:

В те дни, когда добро и знанье
Ценилось выше серебра,
Здесь было место воспитанья,
Был дом науки и добра!..
И вот, проломанные стены
Дверей и крылец кажут ряд!
Тайник святыни воспитанья
Непосвященному открыт
И осквернен рукой стяжанья.
Здесь роскошь некогда разложит,
Прельщая очи, свой товар;
За деньги зрелище, быть может,
Раздует сладострастный жар;
Иль будет там вертеп веселья,
Куда обжорство заманит,
И где народное похмелье
В разгульных песнях загремит.

И вот, через сто лет уже трудно было вообразить, что это было классическое здание Благородного учебного заведения. Родонду было трудно разглядеть из-за рекламных вывесок: «электро-театр», и «мануфактурные товары», и «оружейный магазин», и «готовое платье».

«Перед первой мировой войной весь участок покупает страховое общество «Россия», ломает все здания на нем и начинает строить комплекс из нескольких больших доходных домов. Однако во время войны были устроены лишь подвалы и возведены стены на высоту полутора метров. Художник В.Комарденков вспоминал, что в первые годы советской власти в подвалах ютились беспризорные, проститутки, бандиты, дезертиры. «Как-то раз я зашел… в подвал под телеграфом, — рассказывал художник. — Огромный, с многочисленными переходами и закоулками, он напоминал катакомбы… Закутки подвала оказались обставленными с известным комфортом, попадались золоченные кресла, вазы, ковры, картины. Были сложены даже печи из кирпича, где в никелированной посуде из ресторанов варили обед. Шла игра в карты». (Романюк)


7 ноября 1918 года

С 1922 года начинается телеграфная история этого участка. Сам Центральный Телеграф начинает свою историю с 1 октября 1852 г, тогда в здании вокзала Санкт-Петербургско-Московской (Николаевской) железной дороги на Каланчевской площади начинает действовать первая в Москве «телеграфическая» станция.

Перебравшаяся в Москву советская власть решает отдать телеграфу участок между Долгоруковским и Газетным переулками.
В 1925 году было составлено задание на проектирования здания Центрального телеграфа, включающего радио узел и междугороднюю телефонную станцию. Провели открытый конкурс, в котором участвовали многие известные архитекторы, а затем персонально было заказано еще два проекта, один из них И.И.Рербергу. Выполненный проект хорошо соответствовал всему комплексу функциональных заданий, а также требованием монументальности архитектурного решения.
22 мая 1926 года была совершена церемония закладки здания.
Проект здания Центрального телеграфа был разработан с большой тщательностью. Применением монолитного железобетонного каркаса и вынос всех четырех лестниц за пределы основного здания позволили устроить на разных этажах очень просторный помещения, общая площадь которых составила 40 тысяч кв.м. Срезанные углы главного фасада обусловлены градостроительными возможностями. Благодаря одному из таких срезов здания хорошо «смотрелось» с тогда еще не реконструированной, узкой Тверской улицы.


1928

Срезая острый угол для устройства главного входа, Рерберг выполнил эту часть здания в виде широкой пятигранной башни, возвышающейся на десять метров над остальными фасадами. Башня оборудована вращающимся стеклянным глобусом. На приподнятой над тротуаром площадки перед входом два обелиска из серого гранита, несущие ажурную чугунную консольную раму в виде переплетения дубовых веток для подвески фонарей. В подобной манере выполнены решетки верхнего обрамления башни.

В 1930-е от ступенек Центрального телеграфа открывался замечательный вид на Камергерский переулок…

Для отделки фасадов использованы серый украинский гранит и декоративная штукатурка с включением крошки этого гранита. Автору проекта удалось удовлетворить требования задания: «Выявить при обработке фасадов не только производственной и общественный характер здания телеграфа и радио узла, но и придать ему монументальность, соответствующую городу Москве».
Строительство Центрального телеграфа было завершено в 1927 году.

Ивану Ивановичу Рербергу в 1925 году исполнилось 55 лет — инженер прекрасно зарекомендовавший себя на строительстве Музея Изящных Искусств им. Александра III. Тогда на нем лежало все наблюдение за техническим выполненимем работ, он вел всю отчетную документацию по строительству. Сохранились копия удостоверения, выданному Рербергу и подписанного директором и ученым секретарем музея: «Администрация Музея изящных искусств удостоверяет, что инженер Иван Иванович Рерберг состоял заместителем и помощником строителя этого музея в Москве с 1897 по 1909 годов и в заслугу за его деятельности был награжден званием пожизненного безвозмездного архитектора здания музея».

Большие окна, массивный рустованный цоколь, может быть, оставшийся от доходного дома, сорокадвухметровая угловая башня с декоративной решеткой по рисунку племянника автора проекта, художника И.Ф.Рерберга. (Кстати брат Рерберга, Ф.И.Рерберг — художник, автор нынешнего панно «Националя»).

Вот что увидели москвичи, когда здание было построено

Здание стало не только украшением Тверской улицы, но и пространством, на котором советские декораторы соревновались в искусстве развешивания красных флагов и портретов членов Политбюро.

На советских праздниках — это было вот так

1958

Или так

У москвичей была праздничная традиция ходить и смотреть, как украшено здание телеграфа.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. на телеграфе была организована бесперебойная круглосуточная телеграфная связь руководства страны с тыловыми предприятиями, выпускающими военную продукцию, с местами формирования резервных частей и т.д. Из радиостудии № 4, расположенной в здании «Центрального Телеграфа», на всю страну вел передачи Юрий Левитан.

А после строительства Интуриста на Тверской образовался вот такой эклектичный пейзаж

О Рерберге http://best-shpora.ru/807.php

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Оставьте комментарий

Блог на WordPress.com.