Записки старушки Мадикен

Июль 24, 2012

дела давно минувших дней

Filed under: Uncategorized — Метки: , , — Записки старушки Мадикен @ 07:10

Вчера поймала себя на мысли, что невозможно писать про 1918-19-20. Просто руки опускаются, в голове все путается. Ощущение такое, что, чтобы ты не написала, все ложь. Ложь в воспоминаниях очевидцев, ложь в документах. Или огромные черные дыры и белые пятна тумана, за которым уже ничего невозможно разглядеть. Пыталась написать про имажинистскую «Калошу». Это кафе, которое открылось после «Стойла Пегаса», и поняла, что мне не на что опереться. Плюс сюда добавляются отношения между Мариенгофом и Есениным, про которые столько пакости понаписали, что даже трогать противно. Но вот тут у меня принципиальная позиция.
Я прочитала «Роман без вранья» и «Мой век, мои друзья и подруги» лет в восемнадцать, он во многом помог мне определиться в жизни. И тогда я впервые обратила внимание на Есенина. То есть, конечно, про Есенина я слышала, у нас его собрание сочинений всегда было под рукой, и я еще маленькая читала его письма, но Есенин мне не нравился. А вот после чтения Мариенгофа понравился, и отношения их понравились. У Мариенгофа Есенин — человек, живой, настоящий. Кстати, если читать воспоминания о нем Ройзмана, то получается та же картина.
Но за этот роман на Мариенгофа и посыпалась та клеветническая грязь, от которой он уже не смог отмыться. «Вранье без романа», «оболгал светлый образ» и так далее, и так далее. Роман напечатали в 1926, тут же объявили враньем, началась травля. почти все пьесы Мариенгофа запрещали к постановке. Да еще и объявили сотрудником ЧК, который за Есениным следил. Ну зашибись! Типичное поведение ЧКстов, когда они хотят что-то скрыть. Я даже в мелочах не хочу разбираться, что вранье, что не вранье. Такая травля по всем фронтам в конце 20-х годов — это уже не поэтическая, и не искусствоведческая травля — это политика. В 1925 году начались чистки и расстрелы. Расстреляли Алексея Ганина, с которым Есенин и Мариенгоф выпустили свой первый совместный сборник. А расстреляли его за контрреволюцию, и Ганина забыли до недавнего времени, а он был хорошим другом Есенина.
А вот благодаря Мариенгофу я узнала и Есенина, и Качалова, и Мейерхольда. Да, там много сарказма, но это написал порядочный, достойный человек. и жизнь он свою прожил достойно, это можно найти в других воспоминаниях. Например, актеры БДТ приходили к Никритиной — жене Мариенгофа и удивлялись, что там про Есенина говорят Сережа, и как будто он только что вышел за дверь. Не будешь так не о друге говорить. И ведь после ссоры, когда Есенин уехал с Дункан, они помирились. Об этом и Ройзман пишет. Кстати про Ройзмана тоже написали: «Не верьте его воспоминаниям, он чекист». Тот чекист, а этот трус, а другой был кадетом и боится, что всплывет, а еще один — эсэр и поезда взрывал, и поэтому остальное время пытался большевикам понравиться, монархисты, троцкисты, попутчики. Даже искреннего Маяковского умудрились до самоубийства довести, а остальных — талантливых и ярких — объявили лгунами и стукачами. Типичная схема поведения для особистов. Вот такая «Калоша» получается.
а вот роман «Циники» врун бы не написал, у врунов кишка тонка такие вещи писать.

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

