Записки старушки Мадикен

Октябрь 28, 2011

Filed under: Uncategorized — Метки: — Записки старушки Мадикен @ 22:33

Были мы тут на Парижской школе… Ну так. Не могу сказать, что очень удачно. У Пушкинских бабулек-контролерш был «День вежливости», поэтому удивленные посетители, пришедшие «на встречу с прекрасным» обозревали это прекрасное под крики и недовольный бубнеш.
Париж, начало ХХ века… сколько было надежд, сколько позерства, понтов. Новые формы, новый взгляд. Лешка сказал: «Важно стало не событие, а время». Отсюда эти картины, как мимолетный взгляд, просто пойманный свет, просто блик. Художники перебираются из Рима, города отягощенного историей и традициями, в новоотстроенный Париж. Париж — чистый лист, ни Аристотеля, ни Колизея, ни фресок, давлеющих над художниками канонами. Женщины сняли корсеты, а вслед за ними и все остальное. Париж полон канкана, Кокто пишет свои пьесы, Монпарнас заполняется эмигрантами из России… Никто не хочет думать о Германии, у Парижа есть 30 лет, чтобы насладиться свободой и надеждой. Война все разрушит, но пока…
Наверху лестницы стоит молодой человек, его глаза сверкают восторгом. Рядом с ним пожилая дама в свитере и кепи, сдвинутой на бок. Перед ними картина Маревны: в центре Горький, рядом Волошин, сама Маревна, Сутин, Эренбург, Цадкин. Молодой человек видит нас, узнает говорим ли мы по-английски и засыпает нас вопросами: Горького он узнал, но кто это, где Сутин, на Волошина машет рукой — не знает его, потом Маревна. В разговор вмешивается дама, которая тоже может объясняться по-английски. Молодой человек вертит головой, мы пытаемся ему втолковать, что значит Маревна. Звучит, как отчество, но у нас же есть сказка «Марья Маревна — волшебная королевна», которую приходится втолковывать любознательному посетителю. «Откуда Вы?» — спрашивает дама в кепи. «Париж,» — размахивает руками молодой человек. «Это же моя школа! Париж!»
По залам медленно движется многочисленная экскурсия во главе с экскурсоводом, который по свойски разговаривает со своими слушателями. Толпа окружает картину Шагала. Я останавливаюсь подождать Лешку, и краем уха слушаю экскурсовода. Узнаю, про то, что выставки скоро кончатся, потому что денег больше не дадут на все это баловство, про то, что Левитан — великий русский художник, несмотря на то, что он — еврей. «Мои друзья почти объявили меня антисемитом,» — вздыхает экскурсовод. А все виноваты Левитан и Серов. Его друзья хотели сделать выставку еврейских художников, а он их не поддержал и Левитана с Серовым на выставку не дал — потому как они русские художники. «Вот Шагал — еврейский художник,» — наконец вспоминает лектор о картине за спиной. «Хорошая картина, она отличается от других работ Шагала. Это живопись, но она легкая как графика.» И правда, картина интересная: то серо-белая, то сине-белая, графичная, воздушная. Мы уходим, толпа медленно движется в следующий зал.

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: