Записки старушки Мадикен

Август 31, 2011

Маяковка и дом на углу

Filed under: Uncategorized — Метки: , , , , , — Записки старушки Мадикен @ 08:44


1930-е

Сейчас эта площадь выглядит неузнаваемо. Садовое кольцо превратилось в автомагистраль, площадь — в развязку. Место можно узнать по дому справа, он не сохранился, но на старых фотографиях часто встречается: дом Ханжонкова, кинотеатр Горн. Триумфальная площадь…

Угловой дом на 1-ой Брестской улице, о котором и пойдет речь, принадлежал и Большой Садовой и площади Старых Триумфальных ворот. Когда-то на его месте были дворы Ямской слободы. Тогда еще и Садового кольца-то не было, был вал, потом сенной и дровяной рынок. Стоял водоразборный бассейн.
К коронации Николая II на площади построили изумительный павилион, его потом перенесли в Сокольники.

К этому времени на углу Большой Садовой и Брестской уже стоял доходный дом купца Александра Гладышева. Он был построен как раз в конце XIX века, около 1860 года. В 1901 году была какая-то странная история с водоразборным бассейном. Градоначальство разпорядилось заменить его на большую вазу с цветами, москвичи были недовольны. На более поздних фотографиях все равно присутствует какой-то бассейн. Непонятно.


Рынок. 1909 год

В 1910-х годах площадь и дом совершенно меняются. С площади убирают рынок и разбивают сквер, а в дом въезжает варьете «Альказар». В 1980-х Федосюк назовет этот сквер «убогим сквериком», а ведь он обошелся казне в 9 тысяч рублей. Здесь разбили цветники с поливным водопроводом, и огородили их металлическими решетками.

Еще в 1930-х сквер не выглядел убогим.

Но вернемся к дому.
Кабаре «Альказар», или как тогда говорили кафе шантан, было первым варьете в Москве. Такой театральный жанр стал очень популярен в начале ХХ века. В программу варьете обычно входили развлекательные номера театральных, музыкальных и цирковых жанров — одноактные комические пьески, пародийные сценки, выступления певцов, чтецов, танцоров, фокусников. Такая смесь полностью оправдывает название театра, ведь варьете, или variete (фр.), или varietas (лат.) — это как раз разнообразие или смесь.

В начале ХХ века Триумфальная площадь была поистине площадью Варьете. «Альказар», театр Буф, Цирк Никитиных, сад Аквариум с такими же варьете-развлечениями. Просто Лас-Вегас в Москве.

Во время революционной пролетарской пропаганды на площади появился памятник Радищеву, но вскоре исчез, не прижился.

Варьете «Альказар» занимал дом Гладышева до 1927 года. Он благополучно пережил революцию и переименование площади. Ведь в 1920 году площадь Старых Триумфальных ворот назвали в честь Михаила Петровича Янышева.
То ли фамилия не понравилась москвичам, то ли сыграло свою роль то, что был этот самый Янышев председателем Московского революционного трибунала, но название не прижилось, и площадь продолжала именоваться старым именем даже в документах.

В 1927 году «Альказар» сменил театр Сатиры. Скорее всего, театр просто переименовали, ведь тогда в репертуар театра Сатиры входили те же эстрадные номера, ну может быть без фокусов и эротики.


1934

В 1935 году площадь получила название площадь Маяковского. Против Маяковского никто ничего не имел против и название прижилось, превратившись в московское Маяковка. Хитровка, Петровка, Маяковка…

И началась стройка. Садовое кольцо перестает быть садовым, деревья, скверы, цветники безжалостно убираются с новой московской магистрали.


1936 год


1936-37

К окончанию строительства площадь стала большим асфальтовым плацем.


1950-е

К 1956 году на площади поставили памятник В.В.Маяковскому, чтобы москвичи не забыли, что Маяковка — это все-таки память о великом пролетарском поэте.

В этот год, 1956-ой, опять происходят перемены. Из углового здания, о котором сейчас и речь, выезжает театр Сатиры и перебирается в здание цирка Никитиных на другую сторону площади. Дом отдают новому театру — «Современник». Площадь становится второй театральной площадью в Москве. «Современник», «Сатира», концертный зал, театр кукол.

Театр «Современник» был тогда глотком свежего воздуха, символом оттепели. Олег Ефремов, Олег Табаков, драматург Розов. На спектакли «Современник» мечтали сходить все, кто хоть немного любил театр. Со сцены смотрели в зрительный зал не герои Чехова и Островского, а современники, ровестники, такие же мечтатели и романтики, полные надежды на будущее.

В это же время площадь меняет свой облик. За спиной Маяковского и здания театра вырастает чечулинская башня «Пекина». С этого момента дом обречен. В 1958 году в путеводителе Сытина можно прочитать: «За новым проездом стоит еще старый трехэтажный дом, явно доживающий свой век; в нем сейчас Московский государственный театр эстрады. Он будет снесен для расширения площади Маяковского.» С театром Сытин что-то напутал, но про будущее дома не ошибся. Хотя дом простоит еще почти 20 лет.

Площадь убьет тоннель, который проложили в 1960 году «для транспортных потоков Садового кольца». Маяковский оказался в стороне. Странный асфальтовый плац уже нельзя было назвать площадью.

Здание театра снесут в 1974 году. Сам театр переедет на Чистые пруды, а место дома займет площадь.


1974

Сейчас Маяковка — это один из участков большой Ленинградки. И около «Пекина» ведутся земляные работы, для организации подземной парковки. Археологи с восторгом находят билетики театра «Современник», коньячные бутылки и бутылки от шампанского, а также флаконы духов и битую посуду кафешантана «Альказар», фундамет дома Гладышева, постройки Ямской слободы.

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: