Записки старушки Мадикен

Август 29, 2011

Где лебеди? — А лебеди ушли…

Filed under: Uncategorized — Метки: , , , , — Записки старушки Мадикен @ 08:01

«Мам,- спросила я как-то. — А что было на месте МХАТа, когда ты была маленькая?»
Мама выросла на Тверском, но никакого отчетливого строения там не помнит. «Долгострой какой-то, — отвечает она. — Нам туда не разрешали маленьким ходить, как и на всякую стройку.»
Есть в Москве «зачарованные месте». Никакая постройка не может на этом месте долго простоять. Такое место, где сейчас возвышается Храм Христа Спасителя (уже второй!), такое место в центре Лубянской площади. Не дают они никому покоя, ни людям, ни домам. Вот такая же судьба видно и у дома № 22 по Тверскому бульвару.

Когда-то давно этот участок принадлежал Гнездниковской слободе, там и церковь стояла Николы в Гнездниках. Жили в ней мастера кузнечного дела, делали стрелы, а может быть дверные петли, кто их теперь разберет. В XVIII веке построили неподалеку Шведское подворье.
Вот как раз участок между подворьем и организованным к тому времени Тверским бульваром и купил Андрей Семенович Кологривов, участник сражения при Аустерлице в чине генерал-лейтенанта, командир лейб-гвардии гусарского полка. Аустерлиц был его неудачей, он «совершенно потерял контроль над полком». А вот за Бородинское сражение он был награжден Владимиром Первой степени. Имел также орден Георгия III степени за Гейльсберг и Фридланд. Первое печатное произведение А.С.Грибоедова «Письмо из Брест Литовского к издателю» было о Кологривове. В Москве Андрей Семенович оказался после убийства Павла I. Во время убийства императора Кологривов, его верный слуга был арестован своим подчиненным генерал-майором. Тот играл с ним в карты, а потом в полночь объявил об аресте.

К моменту покупки — в 1822 году — гнездников уже давно сменили дворяне. Стена Белого города была разрушена, разбит бульвар. Соседями Андрея Семеновича были Н.И.Римский-Корсаков и Е.Строганова, которые жили в домах 26 и 24. До Кологривовых здесь было несколько мелких участков. В 1823 году вовсю шли отделочные работы. Искуствовед В.В.Згура приписывал авторского дома Доменико Жилярди.

В начале девятнадцатого века Кологривовых было несколько и, надо сказать, один другого чуднее. По словам Пыляева, один из Кологривовых — А.А.Кологривов, сын екатерининского бригадира наезжал в этот дом зимами из своего поместья с целой толпой слуг, актеров и актрис, а также с собаками, число которых доходило до пятисот. Когда его спрашивали, зачем тащить в Москву театр, он отвечал: «В моем театре меня все знают, все со мною перед спектаклем раскланиваются, и я им кланяюсь, а к вам придешь, никто меня и не заметит».

Известен дом Кологривовых был еще и тем, что давал в нем балы танцмейстер Петр Иогель. На балы собиралась молодежь, adolescentes (подросточки), как написано у Л.Н.Толстого. «У Иогеля были самые веселые балы в Москве», и собирались на них не только юноши и девушки, «танцевавшие до упаду», но и люди постарше. На этих балах «делались» браки. Может быть, именно в зале этого дома Денисов так прекрасно танцевал польскую мазурку с Наташей Ростовой. «Он неслышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левою ногой подщелкивая правую опять летел по кругу.» Хотя нет, Денисов здесь на танцевал. Тот дом принадлежал Пьеру Безухову и соответственно дом должен был быть уже в 1812 году. Да и всем известно, что Толстой поселил Пьера в доме Благородного Собрания. А вот А.С.Пушкин в 1828 году вполне мог встретить здесь Н.Н.Гончарову. Она тогда подобно Наташе Ростовой «робела и старательно выделывала па» на одном из балов, которые устраивал Петр Иогель.

В 1825 году умер А.С.Кологривов, а в ноябре 1830 дом Кологривовых на Тверском бульваре со всем участком и строениями приобрела городская дума для помещения канцелярии московского обер-полицмейстера. И если веселились в нем семь лет, то распоряжались сто — с 1830 до 1930 — сначала обер-полицмейстер потом московская милиция.
В книге И.К.Кондратьева «Седая старина Москвы» 1893 года о доме обер-полицмейстера читаем, что «он, собственно, не представляет ничего особенного: это не более как прочная постройка XVIII столетия, приспособленная для разных полицейских целей».


1904 год

Обер-полицмейстеров в Москве было много, они часто сменяли друг друга. Про одного из них ходила побасенка. Связана она была с московским «Латинским кварталом», который располагался в Москве между Богословским и Палашовским переулками.
В 1880-х годах учился в Московском университете будущий доктор Владимиров, семинарист, родом из Галича.

«На четвертом курсе полуголодный Владимиров остался без квартиры и недели две проводил майские ночи, гуляя по Тверскому бульвару, от памятника Пушкина до Никитских ворот. В это же время, около полуночи, из своего казенного дома переходил бульвар обер-полицмейстер Козлов, направляясь на противоположную сторону бульвара, где жила известная московская красавица портниха. Утром, около четырех — пяти часов, Козлов возвращался тем же путем домой. Владимиров, как и другие бездомовники, проводившие ночи на Тверском бульваре, знал секрет путешествий Козлова. Бледный юноша в широкополой шляпе, модной тогда среди студентов (какие теперь только встречаются в театральных реквизитах для шиллеровских разбойников), обратил на себя внимание Козлова. Утром как — то они столкнулись, и Козлов, расправив свои чисто военные усы, спросил:
— Молодой человек, отчего это я вас встречаю по ночам гуляющим вдоль бульвара?
А оттого, что не всем такое счастье, чтобы гулять поперек бульвара каждую ночь.
(В.Гиляровский «Москва и москвичи»)

Все, кто читат книгу Акунина «Статский советник», знают, как стоял Эраст Петрович Фандорин, «одолеваемый противоречивыми чувствами» «перед входом в известный каждому москвичу большой дом на Тверском бульваре. Итак, назначение, о котором так долго говорилось и в реальность которого Эраст Петрович уже перестал верить, наконец свершилось».

Эраста Петровича одолевали эти самые чувства потому, что обер-полицмейстер обязан был не только работать в этом здании, но и жить там же в казенных парадных, но неуютных апартаментах, соединяющихся с канцелярией. И что больше всего расстраивало Эраста Петровича, который собирался вступить в эту должность, обер-полуцмейстеру вменялось в обязанность «участвтвать во множестве обязательных официальных мероприятий, патронировать Общество попечительства народной трезвости и подавать московским обывателям пример нравственной жизни, что, с учетом нынешних личных обстоятельств Эраста Петровича, представлялось делом трудно выполнимым.» Но «благородный муж знает, в чем его долг, и не пытается от него уклониться».

За домом обер-полицмейстера находилось охранное отделение — «только пройти за крытым двором из одного черного хода в другой» — Гнездниковский переулок, дом 5.

Сюда же приводили молодых Герцена и Огарева для серьезного разговора.

Во время боев 1917 года в доме градоначальства на Тверском — так тогда назывался дом обер-полицмейстера были сосредоточены основные силы юнкеров, которые защищали респектабельный район бульвара. Но после того, как красногвардейцы под командованием Ю.В.Саблина и отряд солдат-двинцев завладели крышей дома Нирнзее, судьба юнкеров была предрешена.

О двинцах, героях революции, о которых напоминает теперь гранитный куб на бульваре А.Вознесенский писал в своей книге «Москва в 1917-м»: «Первыми из войск Военно-революционного комитета перешли в наступление отряды двинцев, выпущенных из Бутырской тюрьмы и наскоро снабженных винтовками».

28 октября 1917 года юнкера сдались. 300 человек. Восстание победило.

— Где лебеди? — А лебеди ушли. — А вороны?
А вороны остались. — Куда ушли? — Куда и журавли.
Зачем ушли? — Чтоб крылья не достались…
М.Цветаева

С тех пор дом уже не вернул своего величия и славы. Селились там какие-то советские городские службы, адресный стол московской милиции. А в 1930 году в соответствии с планом перестройки Тверского бульвара дом снесли.

Освободившееся место было решено отдать Музыкальному театру Нимировича-Данченко, к этому моменту они со Станиславским уже окончательно разругались, перестали разговаривать и не могли ужиться под одной крышей. Театр должен был стать доминантой бульвара, находящейся между грандиозным зданием ТАСС и новопроложенной улицей Горького.

Тогда в 1931 году конкурсный проект Г.Крутикова занял первое место, и ему, а также Попову было поручено строительство (при условии внесения некоторых изменений в проект).

Проект изменялся три раза и представлял собой помпезное здание в духе любимого тогда нео-классицизма — колонны, скульптуры, лестница.


спасибо

Тогда же и начался тот самый долгострой, о котором вспоминала мама.

Громада недостроенного театра нависала над бульваром до 1970-х годов. Мой дядя, ходивший в школу в Гнездниках вспоминал, что на крыше театра росла березка и они с мальчишками следили, как она вырастала год от года.

Вот стройка видна на фото Евзерихина, 1930-е

А это уже 1953 год. К этому моменту дом уже побывал Прифронтовым театром. Театр обитал в недостроенном здании и выезжал в воинские части, дислоцированные в прифронтовой зоне, а также выступал в московских клубах.

В 1972 году по проекту архитектора Кубасова строится здание, которое и сейчас стоит на Тверском бульваре. Здание предназначено для Театра Дружбы Народов. В этом здании давали спектакли труппы, приехавшие в Москву на гастроли.


1970-е

В 1974 году в него переезжает МХАТ в связи с ремонтом основного здания в Камергерском переулке и до 1987 года оно числится как филиал МХАТа им.Горького. С 1987 года здание на Тверском бульваре — это полноправный театр МХАТ им.Горького под руководством Татьяны Дорониной.
В старших классах я любила ходить сюда. Здесь можно было посмотреть Чехова и Горькова без модных тогда новопрочтений и выкрутасов: декорации, костюмы, классическая игра актеров. «На дне», «Три сестры», «Дачники»…


1990-е

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: