Записки старушки Мадикен

Август 8, 2011

Леонидов: Старица, Москва, конструктивизм

Filed under: Uncategorized — Метки: , , , , — Записки старушки Мадикен @ 09:13

В юбилейном выпуске «Старицкого вестника» по случаю дня города, который у нас приурочен к Ильину дню, но всякий раз переносится на выходные, опубликовали список знаменитых старичан. И там, рядом с фамилией Лажечникова, о котором вспомнают, помнят и пишут каждый месяц, я увидела фамилию Леонидов. Оказалось, что Иван Ильич Леонидов — архитектор-конструктивист родился и вырос недалеко от Старицы, на хуторе Власиха. Это как раз по дороге в Берново, только на Берново мы сворачиваем направо, а прямо будет Луковниково и Бабино, а там и до Власихи рукой подать.
Отец Леонидова работал сторожем-лесником, а сам Иван Ильич окончил четыре класса сельской школы и числился в учениках деревенского иконописца.

Дальше Петроград, революция, Леонидов возвращается и работает секретарем Бабинского волисполкома. В 1920 году он поступает учиться во вновь организованные в Твери «Свободные художественные мастерские», Москва, ВХУТЕМАС. Леонидову тогда было 19 лет, а в 20 он уже работал в мастерской Александра Веснина.

1920-е — годы надежды, годы мечты и творческих идей. Его проекты занимают призовые места, издаются в журнале «Современная архитектура».

Преддипломным проектом Леонидова был проект типографии газеты «Известия» в Москве. «Проект типографии вполне определенно передает черты индивидуальности молодого архитектора. Динамичный остекленный фасад пропорционален и выразителен. Впервые используется прием вынесения наружу несущих неметаллических конструкций».

А дипломный проект — «Институт библиотековедения имени В.И.Ленина на Ленинских горах в Москве».
Проект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. До сих пор этим проектов восхищаются, мимо макета Института нельзя пройти. Можно догадаться, какое впечатление произвел на публику этот проект в 1920-х годах.

И.И. Леонидов «Институт библиотековедения имени В.И. Ленина в Москве на Ленинских горах».
«И.И. Леонидов «Институт библиотековедения имени В.И. Ленина в Москве на Ленинских горах».» на Яндекс.Фотках

«Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты. Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путем введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием».

Проектом института Ленина восхищались не только в России, он обошёл архитектурные издания многих стран и продолжает печататься в различных альманахах и обзорах об архитектуре XX века.

А потом 1930-е. В журнале «Искусство в массы» (№ 12, 1930) была опубликована статья «Леонидовщина и ее вред».

Статью читать просто страшно: «В период гигантской стройки и развернутого социалистического наступления на капиталистические элементы в пашей стране необходимо решительно усилить борьбу против явлений и течений в архитектуре классово чуждых, вредных и враждебных нам. Сейчас, здесь, как никогда, нужна нам борьба как с буржуазно-реставраторскими эклектическими течениями, так и с мелкобуржуазным утопическим формализмом».

Это был приговор: не пускать, на давать работать, забыть.

Архитектор Леонидов — не одиночка. Это — группировка, имеющая особые систему мировоззрения и метод работы и соответствующую социальную базу. … Для них, как и основоположников формализма, характерны фетишизм архитектуры и ее форм, развивающихся, по мнению формалистов, по своим собственным законам, независимо от классовой борьбы…

«Независимо от классовой борьбы», о таком даже помыслить нельзя в 1930-е годы.

А дальше привычное: «буржуазный индивидуализм, мелкобуржуазный интеллигент, утопист, революционный лишь на словах».

Ответ на критику был опубликован в журнале «Современная архитектура» (№ 5, 1930), в котором Леонидов возглавлял редакционную коллегию. Журнал был закрыт, а Леонидов был вынужден уйти из института.

Его не посадили, не расстреляли. Может быть, сказалось происхождение. Леонидов уезжает на стройку, в Игарку. А потом проекты, проекты, проекты: Наркомтяжпром (потом будут говорить, что его проект был лучшим), Дворец Советов, перепланировка Тверского бульвара, Артек, Город Солнца, сад Эрмитаж в Москве.


Наркомтяжпром и Храм Василия Блаженного. Бумажная архитектура, золотой фонд…

У Виктора Некрасова в очерке «Городские прогулки. Москва» есть слова о Леонидове: «Как творца его убил конкурс на Дворец Советов, решения которого отбросили нашу архитектуру на десятки лет назад». Конечно, на что мог расчитывать архитектор, рисующий в 1930-м году вот такой проект


И. И. Леонидов. Проект Дома промышленности. 1930 г.

Если конкурс выигрывает Иофан.

Из многих и многих проектов осуществлены только интерьеры: Московский дом пионеров и октябрят (Городская усадьба Высоцких… Недавно там стояли и жалели о том, что старых Клейновских интерьеров не сохранилось…),
интерьер парткабинета Комакадемии в Москве, интерьеры Дворца пионеров в Калинине (Твери).


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Сюда мы еще не доехали. Оказии не было, но обязательно заглянем.

Построена лестница на склоне холма в Кисловодске.

Вот такой у нас оказался знаменитый житель Старицкого района, великий архитектор, не осуществивший ни одного проекта. Сын лесника, фантазер и «буржуазный индивидуалист», ученик деревенского иконописца и любимый ученик братьев Весненых, учитель, редактор, Ле Корбюзье тоже считал его своим учителем, а еще «поэтом и надеждой русского конструктивизма», ему подражали Нимейер и авторы трилона и сферы на нью-йоркской выставке в 1939 года.

Похоронен он в Подмосковье, недалеко от станции Фирсановка, железная дорога Москва-Тверь. На могиле стоит куб с надписью «Иван Леонидов. Архитектор». Он умер 6 ноября 1959 года от острой сердечной недостаточности на лестнице московского универмага Военторг. А еще есть памятная доска: круглое в квадратном на Гоголевском бульваре, 8, где он жил.

А ведь Леонидов победил. Победил время.

Ничего не напоминает? Это же Москва-сити. Когда-то Виктор Некрасов написал: «Лебединая его песня – конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома – самобытный, яркий, ни на что не похожий (и, конечно, технически не осуществимый в 1933 году) – остался только на бумаге. И в истории, добавим мы». А мы добавим: почти наяву…

http://www.muar.ru/exibitions/exibit98_1.htm# — статья А.Мордвинова

http://arch-grafika.ru/publ/1/2-1-0-63 — о И.Леонидове. А.Гозак «Иван Леонидов — мастер графических композиций»

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: