Записки старушки Мадикен

Июль 26, 2011

Держать такую тяжесть не мед со стороны

Filed under: Uncategorized — Метки: — Записки старушки Мадикен @ 07:38

Взваливать на плечи женщин всякие тяжести — давно известное дело. Водружать им на головы корзины с фруктами, кувшины, а также балконы, карнизы, мутулы и антаблемент — особое искусство.

Легенда гласит: «пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями — персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам. И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.»
Витрувий «10 книг об архитектуре» кн.1, гл.1., 5


http://ru-foto.livejournal.com/36663005.html

Конечно же, самыми известными кариадитами — женщинами города Кария стали кариадиты Эрехтейнона, несущие на своих головах архитрав. Храма Афины и Посейдона.

Ими восхищались, им подражали. Портик кариатид вдохновил не одного архитектора. Водрузить на голову красивой женщине, которая олицетворяет собой величие и рабство, скорбь и радость победителя, которому она теперь принадлежит — разве это не может не вдохновлять.

1550. Жан Гужон. Кариатиды. Париж, Лувр.
«1550. Жан Гужон. Кариатиды. Париж, Лувр.» на Яндекс.Фотках

Одним из красивейших залов Лувра является зал Кариатид Жана Гужона (1510-1566). Гужон мог только видеть гравюры портика Эрехтейнона и читать описание Ветрувия: «Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы…"

В России архитекторы тоже не устояли перед соблазном. Прекрасный портик дворца в усадьбе Быково тоже украшен кариатидами.

Кариатиды
«Кариатиды» на Яндекс.Фотках
Усадьба Быково 1856 Существующий на сегодняшний день дворец был построен для владельца села — графа И.И. Воронцова-Дашкова —
Строителем был архитектор Бернар де Симон, швейцарец по происхождению.

Кариатиды портика Бельведера. Петергоф. Автор alekseyvd76

Дворец Бельведер построен по проекту архитектора А.Штакеншнейдера в 1852 году. Наверное, в 1850-е в России была мода на кариатид.

Хоть Ветрувий и писал, что "архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев". Советский архитектор Георгий Гольц тоже не удержался и украсил свой шлюз двумя советскими кариатидами. Правду сказать, он был за равноправие, поэтому двум кариатидам, помогают два советских атланта, портик же уносит нас в то далекое время, когда прекрасные плененные жительницы города Кария прошли по дорогам Греции в гематиях и хитонах…


http://synthart.livejournal.com/75114.html

А все-таки есть что-то эрехтейновское в этом шлюзе, изящество, разные уровни, кариатиды…

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: