Записки старушки Мадикен

Апрель 11, 2011

Filed under: Александрия — Метки: — Записки старушки Мадикен @ 09:15

Мне стало жаль его, и я предложил ему оливок, сидя вместе мы прикончили банку, пока Жюстин добывала выпивку, болтали, если я правильно помню, о Орвието, где никто из нас не был. Такое утешение вспоминать эту нашу первую встречу. Никогда я не был так близок к ним обоим – близок, я имею в виду, к их супружеству, они казались мне изумительным двуглавым животным, которое может олицетворять только супружество. Видя мягкий теплый свет в его глазах, я понял, вспомнив все скандальные слухи о Жюстин, что чтобы она ни делала, она делала ради него – даже то, что было злым и вредным в глазах всего мира. Ее любовь была как кожа, в которой он лежал спеленатый как младенец Геракл, и ее усилия к достижению чего-либо были направлены только к нему и никогда не от него. Мир был не готов к такому сорту парадокса, который я видел, но позднее мне казалось, что Нессим знал и принимал и ее, и ту невозможность объяснить кому бы то ни было, что любовь подчас просто путают с сортом собственности. (желанием владеть)
Однажды, много позже, он сказал: «Что мне было делать? Жюстин была слишком сильна для меня по многим параметрам. Я мог только любить ее – в этом был мой талант. Я шел впереди нее – предвосхищая каждый промах (ошибку), она находила меня уже на месте, в той точке, где могла бы упасть, готовым помочь, поставить на ноги, показать, что все это не имеет значения. В конце концов, она только компрометировала только часть меня – мою репутацию».

Это было много позже: прежде неудасному стечению несчастий, обрушевшемуся на нас, мы не знали друг друга достаточно хорошо, чтобы говорить свободно, как сейчас. Я так же помню его говорящим, как то раз – это было на летней вилле близ Бург эль Араба: «Это будет загадкой для тебя, но я скажу, что считал Жюстин по-своему великой. Есть такой сорт величия, ты знаешь, который когда не выплескивается в искусство или религию, то опустошает обычную жизнь. Ее дар был ошибочно перенаправлен в любовь. Безусловно она была плоха во множестве случаев, но эти случаи были столь малы. Не могу я сказать, что она никому не навредила. Но тех, кого она задела особенно, она заставила плодоносить. Она выдергивала людей из их старого «Я». Это было связано с болью и многие заблуждались, что природа этой боли в ее ущербности. Но не я». И он улыбнулся той хорошо-знакомой улыбкой, в которой сладость смешивается с невыразимой горечью, он повторил тихо, слышно только ему «Не я».

I took pity on him and offered him an olive and sitting down together we finished the tin, while Justine foraged for drinks, talking, if I remember, of Orvieto where neither of us had been. It is such a solace to think back to that first meeting. Never have I been closer to them both — closer, I mean, to their marriage; they seemed to me then to be the magnificent two-headed animal a marriage could be. Watching the benign warmth of the light in his eye I realized, as I recalled all the scandalous rumours about Justine, that whatever she had done had been done in a sense for him — even what was evil or harmful in the eyes of the world. Her love was like a skin in which he lay sewn like the infant Heracles; and her efforts to achieve herself had led her always towards, and not away from him. The world has no use for this sort of paradox I know; but ft seemed to me then that Nessim knew and accepted her in a way impossible to explain to someone for whom love is still entangled with the qualities of possessiveness. Once, much later, he told me: ‘What was I to do? Justine was too strong for me in too many ways. I could only out-love her — that was my long suit. I went ahead of her — I anticipated every lapse; she found me already there, at every point where she fell down, ready to help her to her feet and show that ft did not matter. After all she compromised the least part of me — my reputation.’
This was much later: before the unlucky complex of misfortunes had engulfed us we did not know each other well enough to talk as freely as this. I also remember him saying, once — this was at the summer villa near Bourg El Arab: ‘It will puzzle you when I tell you that I thought Justine great, in a sort of way. There are forms of greatness, you know, which when not applied in art or religion make havoc of ordinary life. Her gift was misapplied in being directed towards love. Certainly she was bad in many ways, but they were all small ways. Nor can I say that she harmed nobody. But those she harmed most she made fruitful. She ex¬pelled people from their old selves. It was bound to hurt, and many mistook the nature of the pain she inflicted. Not I.’ And smiling his well-known smile, in which sweetness was mixed with an inexpressible bitterness, he repeated softly under his breath the words: ‘Not I.’

that was my long suit — это идиома, «это мой длинный костюм» — означает талант, выдающиеся личные качества.
Это так же может быть карточным термином — много карт в руке. Я не очень сильна в карточных выражениях. Да и, на мой взгляд, он здесь неподходит.

Bourg El Arab – Бург ель Араб — местность в 45 киломентров юго-западнее Александрии. Сейчас это городок с александрийским аэропортом. Место известное своей Башней, древним сооружением эпохи Птолемеев. «Арабская башня» служила береговым наблюдательным пунктом и маяком, ее разрушили британцы в 1882 году.

2 комментария »

  1. Вот эту способность Нессима любить, и ненасилие, какая-то беспомощность перед Жюстин, отсутствие самой интенции к эмоциональному насилию, мести, остутствие попыток защититься от нее мы и разглядели в коптах. Это какой — то совсем другой, недостижимый уровень цивилизации и человеческих отношений.

    комментарий от Poliphili dream — Апрель 11, 2011 @ 10:10

  2. Но мы-то знаем, что на многое он сам ее и толкал 🙂
    И на него она не нападала, кстати говоря, он, наверное, единственный жизнь, которого она старалась не превратить в хаос. Это случилось только в «Клеа», но тогда его это не могло сломить, он уже столько пережил…

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Апрель 11, 2011 @ 10:18


RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

