Записки старушки Мадикен

Март 3, 2011

М.Н.Ермолова

Filed under: Uncategorized — Метки: , , , , , — Записки старушки Мадикен @ 13:06

В Ермоловском фойе Малого театра висит портрет Марии Николаевны. Актеры, выходя на сцену проходят мимо него. Кто-то креститься, кто-то кланяется, она до сих пор в театре.


Портрет М.Ермоловой. Серов.

Скоро 12 марта — день памяти Марии Николаевны Ермоловой.

Мы много говорим о МХАТе, о системе Станиславского, о Михаиле Чехове. Но настоящий русский классический драматический театр — это Малый театр. Это там женщины знают, куда деть руки, это там актриса может состариться на сцене. Таких старух, какие были и есть в Малом театре нет нигде! И женщины Малого театра — это прежде всего Ермолова!

Она выросла там. Она училась читать по тетрадкам с пьесами. Ее отец был суфлер Малого театра, но на этой сцене играли и его водевили. И сюда после балетного училища пришла Машенька, как ее называли дома. И служила здесь до 1920 года, когда ушла из театра. Станиславский звал ее во МХАТ, но разве могла она уйти из родных стен.


1881

Вот несколько фактов из ее жизни.

Актриса обычно репетировала вполголоса перед зеркалом в спальне.

Каждое утро сразу после пробуждения она подходила к барометру и узнавала, какая за окном погода. Если было солнечно, настроение поднималось. В противном случае мало что могло ее развеселить.

«Однажды Немирович-Данченко, по-моему, ее спросил: сколько вы молчите в таком-то спектакле, в такой-то паузе? Она сказала: «Сколько молчится — столько и молчу».

В 1884 году на сцене Малого театра в пьесе Шиллера «Орлеанская дева» роль Жанны д’Арк сыграла актриса, которую после представления вызывали шестьдесят четыре раза.

Став одной из ведущих актрис Малого театра, на одном из спектаклей она фактически совершила революцию в театральной школе. По сюжету, ее героиня отравилась. «И вдруг ей становится плохо. Ей стало так плохо, что она рванула на себе ожерелье, которое у нее было на шее, стала кусать подушку. Дали занавес, и тогда только Мария Николаевна очнулась и спросила: «Что случилось? В театре пожар?» — а ей отвечают: «Нет, Марья Николаевна, это все вы. Вы так сыграли финал невероятно, что мы решили, что вам действительно плохо»», — рассказывает Раиса Островская.


В спектакле «Невольницы», 1880

Ермолова умела в каждой роли потрясать зрителя, вызывая негодование против мещанской морали, семейного гнёта, бесправия женщин. Её призыв к восстанию в «Овечьем источнике» Лопе де Вега, где она играла Лауренсию, был брошен с такой ненавистью к тирании, с таким негодованием против насилия и произвола, что зрительный зал был охвачен общим порывом возмущения, готовым вылиться в грандиозную демонстрацию, — недаром пьеса была снята с репертуара.

Последним спектаклем Ермоловой стала пьеса Шиллера «Мария Стюарт». Зал стоя встречал актрису и стоя проводил ее.

Мария Николаевна Ермолова сожгла весь свой архив

Фотографии для этого поста взяты с сайта Малого театра http://www.maly.ru

А этот портрет мне больше всего понравился. Такие у нее глаза на этой фотографии…

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: