Записки старушки Мадикен

Ноябрь 11, 2010

Нил и «детишки»

Filed under: Uncategorized — Метки: , , — Записки старушки Мадикен @ 09:45

«Как обойтись без чудного «Нила» Ватикана…» — писал И.В.Цветаев Нечаеву-Мальцову в 1902 году.

Нил - символ плодородия  Египта. Александрийская скульптура  I в. до н. э...
«Нил — символ плодородия Египта. Александрийская скульптура I в. до н. э…» на Яндекс.Фотках

Приобрести аллегирию «Нила» для зала позднего эллинизма было очень важно для Ивана Владимировича.

Античная скульптура Нила, изображенного в виде могучего старца, окруженного детьми, была римской мраморной копией с бронзового оригинала. 16 малышей, играющих вокруг старца, символизировали 16 локтей подъема воды в Ниле. Такая высота считалась наиболее благоприятной для сельского хозяйства.

Скульптура найдена в 1513 году на месте римского храма Исиды. Мраморный оригинал находится в Ватикане и имеет много копий и подражаний. Статуя Нила находился около Розового павильона в Петергофе, Нил работы Куазевокса украшает парк Тюильри.

"Нил"
«"Нил"» на Яндекс.Фотках

Куазевокс создает так же еще одну аллегорическую статую — Тибр. Эти скульптуры парные. «Тибр» был найден там же, в храме Исиды на год раньше «Нила». На александринерах — монетах, чеканенных в Александрии в I—III вв. для римской провинции Египет, скульптуры изображены вместе, они олицетворяют неразрывные связи Рима и Египта.

Аллегорическая фигура Тибра
«Аллегорическая фигура Тибра» на Яндекс.Фотках

Нечаев-Мальцов не разделял восторгов Цветаева о скульптурах позднего эллинизма. «Вполне сочувствую Вам, что для цели Музея предварители и предшествнники имеют первостепенное значение, но «Нил», «Тибр» и подобные творения эпохи упадка вряд ли нужны. Надо указывать молодежи, и публике вообще, на восходящие стадии, а не на вырождения, им место в академиях или музеях редкостей.»

Но Цветаев не оставляет надежды заполучить понравившегося ему Нила: «Я бы снова повторил челобитную о великолепном «Ниле» как замечательном явлении эллинической эпохи. Ни Тибра, ни Рейна я прость не стану, но это замечательнейшее знамение указанной поры разрешите иметь в Музее». Цветаев испльзует все аргументы: «…изображение этой величавой группы существует в любом учебнике античной скульптуры. Со стороны моральной оно безупречно, для молодежи соблазна никакого она не представляет.»

Иван Владимирович добился своего, и летом 1903 года слепок прибыл в Москву. В первоначальной цветаевской экспозиции Нил помещался в эллиническом, Пергамском зале.

В путеводителе, составленном Вл.Мальмбергом и Н.Щербаковым к открытию музея о Ниле сказано:

«Образцом Александрийской школы является колоссальный лежащий Нил, облокотившийся на сфинкса и держащий в левой руке рог изобилия. В волосах Ниал — венок з колосьев, в правой руке — пучок колосьев. На передней стороне постамента показаны только волны и берег Нила, на трех остальных мы видим в лодках пигмеев, преследуемых бегемотами и крокодилами, борьбу последних между собою и быков.»

Сейчас — в Римском.

Именно за эту скульптуру я благодарна Ивану Владимировичу больше всего. Для Машки сходить в Пушкинский музей — это всегда навестить «Нила с детишками». Такую замечательную фигуру любящего многодетного отца еще надо поискать, а для Машки всегда было важно, чтобы были дети, чтобы были родители, тогда она согласна идти и смотреть.

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: