Записки старушки Мадикен

Октябрь 5, 2010

Мосгордума («следствие ведут знатоки»)

Filed under: Uncategorized — Метки: , , , , — Записки старушки Мадикен @ 11:44


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Спасибо

Все загадки рано или поздно разрешаются. Барельеф на кокошнике Гордумы, который сейчас украшает ее вход, был результатом одного интересного разговора. Разговор этот происходил в Кремле 4 апреля 1918 года и вели его А.В.Луначарский и В.И.Ленин.
— Анатолий Васильевич, — сказал тогда Ленин народному комиссару просвещения, — у нас имеется, вероятно, немалое количество художников, которые могут кое-что дать и которые, должно быть, сильно бедствуют.
— Конечно, — ответил Луначарский.

И тогда Владимир Ильич поделился с Анатолием Васильевичем своей гениальной идеей, как накормить художников и сделать это с пользой для молодой республики. За образец он взял «Солнечный город» Кампанеллы, по стенам которого были нарисованы фрески, «которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство» и назвал свою идею — монументальной пропагандой.

Уже 12 апреля 1918 года Совнарком утвердил декрет «О памятниках Республики», а главным ответственным лицом «для надзора за выполнением декрета» назначили архитектора Н.Д.Виноградова.

Вот тогда и стали появляться на улицах Москвы и Петрограда рельефы, барельефы, памятники, бюсты и лозунги. Вот тогда здание бывшей Московской городской думы украсилось медальоном работы скульптора Г.Д.Алексеева «Союз рабочих и крестьян».

Надо сказать, что Георгий Дмитриевич Алексеев заслужил огромное доверие новой власти. В 1907 году он выполнил портрет К. Маркса, который сейчас стоит в Балашихе.

А в том же 1918 году ему разрешили сделать ряд натурных зарисовок Ленина в его кабинете. Он одним из первых среди художников (еще Н.А.Андреев) получил разрешение лепить Ильича с натуры, и провел в ленинском кабинете несколько сеансов. В 1919 году им был вылеплен первый бюст В.И.Ленина. Бюст этот сейчас находится в Балашихе, на нем сохранилась надпись: «В настоящее время подготовлен скульптором Г.Д.Алексеевым бюст В.И.Ленина. Бюст делался с натуры, размером более натуральной величины. Изготовлен из гипса с имитацией под бронзу».
Памятники Ленина работы Г.Д.Алексеева были растиражирваны по всей стране. В годы ВОВ люди жизнью рисковали, чтобы спасти их от переплавки. Дело тут, конечно, не в Алексееве и его творческом гении, а в самом Ленине.

Ему же, Алексееву, принадлежит и авторство эмблемы Осоавиахима.

КРЕПИМ ОБОРОНУ СССР !
«КРЕПИМ ОБОРОНУ СССР !» на Яндекс.Фотках

А вот до советсткой монументальной пропаганды, на кокошнике Мосгордумы красовался герб Москвы — Георгий Победоносец.

Из книги»Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади»: «Круглый рельеф над главным входом с изображением рабочего и крестьянина — одно из ранних произведений монументальной пропаганды (скульптор Г. Алексеев) — поставлен в 1918 году вместо старого герба Москвы.
Спасибо


Посещение Николаем II Московской городской думы во время смотра Московского учебного округа. 23 августа 1912 года.

Кстати о надписях и лозунгах. В результате монументальной пропаганды на стене Мосгордумы из киота исчезла икона св.Александра Невского и появилась надпись: «Религия есть опиум для народа». (Спасибо ) Надпись вместе с киотом пропали в конце 1950-х годов. Почему?

Икона пока не нашлась, а вот надпись выглядела так

Спасибо

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: