Записки старушки Мадикен

Июнь 15, 2010

Матушка Пелагея

Filed under: Uncategorized — Метки: , — Записки старушки Мадикен @ 16:16

История и легенда не менее градообразующие элементы, чем ландшафт и камень. Многое в истории Старицы не вызывает сомнения: то, что раньше самого города стоял на высоком берегу Волги Свято-Успенский мужской монастырь, что Старица был родным городом Московского патриарха Иова. Есть в городе и легенды, например, о старушке, вышедшей из пещеры навстречу Михаилу Ярославичу, о женском монастыре, что стоял на другом берегу Волги, напротив Успенского и о матушке Пелагее, которой долгие годы служили панихиды, сорокоусты, а ведь никто не мог доподлинно сказать, кто она, когда родилась, как жила.
Всего несколько лет назад Вознесенский женский монастырь и сама матушка Пелагея стали такой же историей города, как князья Старицкие.


http://arhitekturafotki.narod.ru/2008_08_26_archive.html

Первое письменное упоминание о Вознесенском девичьем монастыре относится к 1624 году. Он появляется в писцовых книгах «письма и меры» Степана Торбеева: «Церковь Вознесения Господня древян клетцки, а в церкве образы и свечи и книги и колокола всякое церковное строение Государево, а у церкви во дворе поп Наум Иванов». В городе однако всегда говорили, что монастырь основал Иван Грозный во время своего пребывания в Старице. В 1570-м году Иван Грозный заложил Введенскую теплую каменную церковь в Свято-Успенском монастыре, мог и женский деревянный монастырь заложить. Документального подтверждения этому нет. Монастырь мог появиться и раньше, еще при Старицких князьях. Ведь известно, что Ефросинья Старицкая открыла в городе злотошвейную мастерскую, почему бы не быть ей на территории женского монастыря. По воспоминаниям Курбского мать Владимира Старицкого была «была воистину святой, постницей великой, во святом вдовстве и в монашестве воссиявшей». Было несколько безуспешных попыток установить год появления монастыря, но еще в 1766 году на запрос Тверского духовного правления в Старицу «О построении монастырей и церквей, о перенесении на другое место, в какие времена жили святые, когда умерли, обретение мощей и прочее», по Вознесенскому женскому монастырю был дан такой ответ: «Оный монастырь построен из древних лет, а кем построен и в котором году и не перенесли на другое место, о том забывшими полский и литовский людей разорениями и за пожарами бывшими случаями в оном монастыре известия не имеется».

Однако есть много доказательств того, что монастырь существовал до 1624 года, и самое весомое из них, это пребывание в нем монахини Пелагеи. В начале ХХ века краевед Ф.И.Зубарев в книге «Старица и Вознесенский монастырь» писал: «все важнейшие события этого монастыря концентрируются главным образом вокруг одной личности — инокини Пелагеи, матери патриарха Иова».
Ее предывание в монастыре датируется концом XVI — началом XVII вв. И даже после смерти Пелагеи судьба монастыря неотделима от памяти о ней.

В середине XVII века в монастыре начинается каменное строительство. Связано ли это с пожаром 1637 года, о котором писал государю Михаилу Федоровичу тогдашний старицкий воевода Мещерский: «в Старице острог, башни и дворы сгорели, и съезжая изба сгорела, за твоими государственными делами, мне, холопу твоему, сидеть негде в Старице, государь, и ныне я, холоп твой, сижу за твоими государственными делами в паперти у Бориса и Глеба» мы не знаем. Может быть, на то была воля Государя. Ведь подарил он матушке игуменье Марине напрестольное Евангелие, на котором значилось: «Сию книгу пожаловал Государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси в Старицу в Вознесенский девичь монастырь при игумени Марине с сестрами лета 7143 декабря (1635 ) в 3 день, а подписал сию книгу приказу Большого дворца подьячий (фамилия неразборчива)». (Из описи церковного имущества 1835 года.) С именем матушки Марины связывают постройку первой каменной церкви на территории монастыря. Об этом можно узнать из памятной доски, сохранившейся на северной стене Вознесенского храма: «В лето от сотворения мира 7176 от воплощения же Бога слова 1668 апреля в 9 день преставися раба Божия игумения знамен… строительница святаго места сего Марина Исидорова дочь Лукьянчиковых строение же ея во обители сей церковь каменная два престола в ней Вознесение Христово и Знамение Богородицы и вся святая обитель сея во граде Старице».

Уже в 1686 году в писцовой книге «письма и межеванья» Василия Сухово-Кобылина читаем: «В Старице на посаде на городской стороне реки Волги Вознесенской девичь монастырь, а в нем церковь Вознесенье Господа и Спаса нашего Иисуса Христа да в приделе Знамение Пречистыя Богородицы, каменная четвероугольная».

Через сто лет церковь обветшала и монастырь в начале 1750-х годов решает построить новый храм недалеко от старого. Здесь опять мы находим упоминанем об схимонахине Пелагеи. Из письма священника Вознесенского храма Ивана Матвеева от 1777 года мы узнаем, что на территории монастыря имелась «в древе часовня», в которой «онои инокине гробница по 1755 имелась». Тогда она стояла «вне церкви», но при новом строительстве «оноя инокини гробница под ново строющаюся церковью почему иже смещена за правым приделом в нижней департаменте …». Еще Иван Матвеев пишет, что «по присланному преосвященного Вениамина Епископа Тверского Старицкого Успенского монастыря архимандриту Тарасию указу велено … инокине гробницу опустить в землю и сровнять с полом церковным, которая и опущена, а панихиды петь созвали…». То же читаем и в письме тогдашней игуменьи монастыря Ксанфиппы: «инокини Пелагеи гробницу вместили внутри церкви за правую клиросом».

В фондах Государственого архива Тверской области за 1759 год можно найти документ, из которого видно, что новая церковь недостроена, и несмотря на то, что «по указу Правительствующего Сената велено на достройку в оном Вознесенском девичем монастыре зачатой каменной церкви с колокольнею по смете архитекторской денежной суммы 2136 руб. 52 коп. отпустить», Провинциальная канцелярия ответила, что «статских доходов денежной казны ныне в оной канцелярии имеется весма малое число, да и те употребляются в текущия самонужнейшие расходы и такой де суммы отпустить не ис чего».


Чтобы понять, где находится Вознесенская церковь. Смотрим направо от монастыря, с высокой колокольней — Преображенский храм, а справа от него беленькая маленькая церковь — это и есть церковь Вознесения.

В 1761 году монастырь испрашивает разрешения разобрать старую ветхую церковь и употребить ее камень для строения новой. Тогда же переносят доску о Марии Лукьянчиковой. К этому времени относится и офицерская опись монастыря:

«В том монастыре церковь каменная о дву апартаментах, в верхнем апартаменте во имя Вознесения Господня, а в нижнем Знамения Пресвятые Богородицы; на церкви одна глава, обита жестью, на ней крест железной позолочен, крышка на церкве тесовая выкрашена зеленою краскою; на том алтаре глава обита жестью ж, на ней крест железной позолочен, крышка тесовая ж, выкрашена краскою, оная церковь мерою в длину на двенатцати, а поперег на пяти саженях, близ оной церкви колокольня каменная ж, на каменных столбах, покрыта тесом и выкрашена зеленою краскою, глава опаена жестью, крест железной позолочен, на колокольне колоколов больших и малых пять, ко входным дверем верхней церквы с земли две лесницы каменныя, длины от церкви до входу каждой лесницы мерою по четыре сажени, по полтретья аршина; на лесницах перила деревянные, выкрашены зеленою краскою. Та церковь построена по указу правительствующего Сената по ведению святейшаго Синода, и по челобитью вышеписанного девичья монастыря монахини, что ныне игуменья Ксанфиппа…».

Среди церковного имущества «образ преподобныя Пелагеи, на нем венец сребреной белой, вверху онаго образа на облацех образ Спасителев, на нем венец серебреной белой же». Скорее всего, образ и венец перенесли из деревянной часовни. На тот момент в монастыре было 16 монахинь и четыре послушницы.

По необъяснимым причинам в 1764 году выходит указ об упразднении Вознесенского женского монастыря. Храм становится приходским, однако игуменья Ксанфиппа и сестры остаются жить в сохранившихся кельях при храме. В церковь же присылают священника Ивана Матвеева, с которым у игуменьи складываются сложные отношения.
Наверное, к этому времени и относится первое письменное упоминание о матушке Пелагее. О ней мы читаем в письме матери-настоятельницы Ксанфиппы. Она пишет ходатайство к епископу Тверскому и Кашинскому Гавриилу. Речь идет видимо о возможности брать подаяния «за исправляемые ими сорокоустии по схимонахине Пелагеи, матери Святейшего Первопрестольного Иова, патриарха Московского, над гробом ея панихид».
В 1767 году Иван Матвеев тоже упоминает доход «за служение по схимнице Пелагии по пятаку» вместе с доходами за Пасху, Вознесение, притчи «градских и уездных обывателей».

А в 1777 году в Старицу приходит запрос из Тверского духовного правления о правомерности панихид, и молебнов, проводимых ежегодно богомольцами Вознесенской церкви. На этот запрос священник Иван Матвеев ответил, что «…по схимнице, по инокине Пелагеи служение панихид исправляли, потому что прежде бывшие священники, деды и отцы их по оное инокине панихидах справляли, а молебном по оное никогда не соправляли, а которого помянутая инокиня в лето погребена, и како фамилия, и почему деды и отцы и панихиды служили, в том они священник с причетником обстоятельно выяснить не могут».
Игуменья Ксанфиппа ограничилась тем, что: «панихиды, как в прежние служения, так и нынешние служения по упомянутой инокине Пелагеи справляли, а молебнов никогда не служили… Игумени с сестрами сказали сущую правду».
Остается неясным, почему Ксанфиппа ничего не объяснила о происхождении инокини Пелагеи, хотя знала, о ее родстве с Московским патриархом Иовом, да и надпись на гробнице всегда существовала. В 1903 году краевед Зуборев смог описать место захоронения матушки Пелагеи, и разобрать надпись на камне: «Внутри нижней – Знаменской церкви с правой – южной стороны лежит могильный камень, огражденный довольно грубою железною решеткою; на верхней стороне камня имеется надпись, которая может быть прочтена лишь с пропусками, благодаря поврежденности высеченных букв: «В лето 7… мца … в день … на память … … преставися раба Божия инока Пелагея … дочь Ланяевых».

Надпись, дошедшая до 1903 года с пропусками, вполне могла хорошо читаться в 1777 году, однако ни священник Вознесенской церкви, ни матушка Ксанфиппа не отвечают на вопрос Тверского духовенства «которого помянутая инокиня в лето погребена, и како фамилия»…

12 марта 1779 года колокольня и кельи бывшего Вознесенского монастыря сгорели, «игуменью Ксанфиппу и двух монахинь за згорением их келии перевели для жительсва в Тверской Рождественский девичий монастырь», кельи же Вознесенского монастыря восстанавливать не стали, потому что «не для чего».

С этого момента Вознесенская церковь окончательно становится приходской.
Ее описания 1814, 1822 и 1835 годов не упоминают инокиню Пелагею и ее гробницу. Однако Пелагею в Старице помнят и чтят, это становится ясным по прочтении книги краеведа Ф.И.Зубарева «Город Старица и Вознесенский монастырь». В 1903 году он пишет: «Едва ли у кого из жителей города найдется помянник, в котором бы она (Пелагия) не была записана, и притом, в большинстве случаев, на первом месте. В течение целого года не мало над ея могилой служится панихид по просьбе отдельных лиц, как из граждан г. Старицы, так и из приезжающих окрестных поселян. Но особенно торжественное, при довольно большом стечении в храме молящихся, поминовение ее совершается 4-го мая (мученицы Пелагеи) и 8-го октября (преподобной Пелагеи)».

В начале ХХ века краеведы, описывая Старицу, вновь и вновь возвращались к загадочной монахине. В фонде Государственного архива Тверской области хранится опись Вознесенской церкви города Старицы, сделанная в 1903 году, в которой сказано: «Погребенная здесь Пелагея с незапамятных времен считается схимонахинею, и память ея всегда чтилась и чтится до сих пор не только старичанами, но и окрестными жителями. В делах бывшаго Старицкого духовного правления (за 1768 год) сохранился документ, в котором эта Пелагея называется матерью первого русского Патриарха Иова (Старицкого уроженца)».
Несмотря на то, что в «Помяннике» Патриарха Иова, который был включен в «Большой Синодик Старицкого Успенского монастыря» конца XVII века, и в Старицкой Вознесенской летописи, составленной в конце XVIII века неизвестным автором, которую анализировал краевед Ф.И.Зубарев, и в письмах Ивана Матвеева и игуменьи Ксанфиппы говорится о «схимонахине Пелагеи, матери святейшего первопрестольного Иова, патриарха Московского», появляется версия о том, что она была сестрой Иова.
Так, автор «Материалов для истории Тверской епархии» (имя его, к сожалению, неизвестно) писал: «Вознесенский женский монастырь в городе Старице. По местному преданию в этом монастыре подвизалась сестра патриарха Иова (уроженка г. Старицы) Пелагея, гробница которой находится в самом храме: пред нею поставлен киот с иконою трех с. Пелагий (4 мая и две 8 октября). Память Пелагеи, сестры патриарха Иова свято чтится гражданами г. Старицы».
Источник того, что Пелагея была сестрой патриаха не указан, поэтому Тверские краеведы К.Орлов, Ф.И.Зубарев и архиепископ Дмитрий Самбикин продолжали утверждать, что инокиня Пелагия была матерью Патриарха Иова.

В 1907 году в Казани вышла книга «Тверской патерик. Краткие сведения о Тверских местно чтимых святых», автором которой был архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий Самбикин. В книге мы найдем такие слова: «В Вознесенской (прежде бывшем монастыре женском) приходской церкви (в нижнем этаже, в храме Знамения Пресвятой Богородицы) находится каменная гробница местно чтимой подвижницы Пелагеи, которую считали сестрою патриарха Иова, но, по недавно открытым документам (опись дел в Старицком Духовном Правлении), она была его мать…».

После революции судьба Вознесенской церкви печальна, храм больше остальных церквей пострадала от рук разрушителей. Сейчас уже мало что напоминает о том, что в белокаменных развалинах был храм. Только памятная доска игуменьи Марии и особенная кладка кирпича наводит на мысль о церкви.

Она стала легендой, как и монастырь, который был вокруг нее. Многие местные жители на вопрос о женском монастыре машут рукой в сторону храма Параскевы Пятницы, стоящей прямо напротив Свято-Успенского мужского монастыря. О матушке Пелагеи не говорили долгие годы, но совсем недавно в 2002 году она вновь стала историей города Старица. По благословению отца настоятеля Свято-Успенского монастыря Гермогена, археологами и геодезистами была обнаружена могила схимонахини Пелагеи. И как будто в благодарность за веру и память матушка Пелагея явила свой нерукотворный образ. Сохранившийся обрывок кожанной сандалии из гробницы Пелагеи представлял собой профиль женщины в монашьем головном уборе. Этот профиль сейчас находится в главном соборе Свято-Успенского монастыря, там же стоит и рака с мощами.

То, что это действительно мощи инокини Пелагеи, подтверждает судебо-медицинская экспертиза при Минздраве РФ, которой подверглись найденные останки.

П.А.Морозов, геодезист участвовавший в экспедиции, пишет: «Заключение археологов и судебно-медицинских экспертов звучало обнадеживающе. Под плитой в гробнице обнаружено «непотревоженное захоронение пожилой женщины (свыше 60-70 лет) небольшого роста и субтильного телосложения». Давность захоронения 300-400 лет.
Экспертизу проводила группа профессора В.Н. Звягина. Эксперты открыли неизвестные трагические факты последних дней жизни схимонахини Пелагеи. Ранее считалось, что мать Иова умерла своей смертью в период «смуты». На черепе схимонахини были обнаружены повреждения от пули диаметром 15-16 мм без следов зарастания. Мать Пелагея была убита, как считают историки, из-за отказа святителя Иова благословить на место патриарха ставленника Лжедмитрия I”.
http://www.geo-radar.ru/stories/story3.php

Старицкий краевед А.Шитков так описывает возможную кончину матушки Пелагеи : «Наиболее вероятной представляется гибель матушки Пелагеи в 1608 году во время второго захвата поляками Старицы, когда «польский пан Зборовский и русский изменник князь Шаховской… в полночь подступили к Старице, в то время как царские защитники и жители спокойно спали; темнота ночи содействовала им перерезать часовых и окружить город со всех сторон; тихо перелезли они через городскую стену и отворили ворота. Многочисленные защитники и жители города, застигнутые врасплох, растерялись; после недолговременного сопротивления разбежались по церквям, где и были истреблены, а город сожжен и разграблен».
Результаты экспертизы прекратили споры о родстве Пелагеи и патриарха Иова. «Медико-антропологические исследования показали, что возраст матушки Пелагеи в день кончины составлял 60-70 лет, значит, год ее рождения должен находиться в интервале между 1535-1545 годами. Следовательно, на основании изысканий современного церковного историка игумена Феофилакта, дату рождения святителя Иова можно в связи с этим определить примерно 1533-1535 годами. Таким образом, схимонахиня неизбежно оказывается ровесницей или даже моложе святителя Иова, то есть никак не может быть его матерью, но вполне может быть сестрой. Более достоверное решение вопроса о родстве возможно после проведения сравнительного молекулярно-генетического исследования».
http://www.karavan.tver.ru/html/n540/article5.php3

Смутное время, разграбление города и гибель большинства его жителей не позволили написать житие схимонахини, но память о ее возможном подвиге в опустошенной польско-литовскими интервентами Старице осталась. Подробности были утеряны, людям остались только обрывки воспоминаний о защитнице города, заступнице людей. Уважение, почтение и вера в то, что она поможет — вот что осталось старичанам. Они шли в ее часовню, несли свои беды и надежды, веря, что она поможет.
В.Н.Звягину с коллегами удалось с помощью метода, разработанного в 1955 году М.М.Герасимовым, восстановить по черепу внешность схимонахини. Эта реконструкция позволит создать ее иконописный образ.

Вряд ли когда-нибудь восстановят Вознесенский храм. В Старице есть еще три собора в лучшем состоянии, но память о матушке Пелагеи, почитаемой и уважаемой старице города, живет.

Еще несколько фактов о Вознесенском храме.
Участник краеведческой экспедиции, обнаруживший захоронение монахини Пелагеи, Морозов П.А. Вспоминает: «Перед началом работ к нам подошел местный житель – пожилой полуслепой старик. Он рассказал нам, что в период своей «комсомольской» юности, он с группой комсомольцев, по поручению горкома комсомола, раскопал захоронение схимонахини Пелагеи и разрушил его. По словам старика, он лично держал в руках череп из захоронения и забросил его далеко в кусты. Старик, во время рассказа, рыдал, речь его прерывалась приступами астмы».
Комсомольцы тогда не докопали до истинного захоронения полтора метра, они наткнулись на полее позднюю могилу.

Долгое время в храме был дом культуры.

В фильме Ролана Быкова «Чучело» платье девочки сжигали на территории бывшего храма Вознесения (ролик в комментах).

Цитаты из летописей взяты с сайта http://www.staritsa-pilgrim.ru
Фотографии Вознесенской церкви http://sobory.ru/photo/index.html?photo=25388

Реклама

17 комментариев »

  1. История и легенда не менее градообразующие элементы, чем ландшафт и камень — золотые слова.

    комментарий от bruxelloise_ru — Июнь 15, 2010 @ 12:27

  2. Спасибо. Только вчера смогла это сформулировать, хотя давно подозревала 🙂

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Июнь 15, 2010 @ 12:29

  3. Сколько не разрушали, а всё стоит монастырь. И местночтимые святые — это для местных как близкие люди

    комментарий от melanyja — Июнь 15, 2010 @ 14:56

  4. Стоит. Не поднимается ни у кого рука разрушить. Сейчас, когда мужской монастырь восстанавливается, тем более. Мощи матушки Пелагеи в нем лежат, и цветы там все время свежие, и люди идут к ним. Монастырь прямо ожил. И история с сандалией, которая как профиль, на всех очень сильное впечатление произвела.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Июнь 15, 2010 @ 15:08

  5. Такое всегда трогает. Это важное, нужное нам. Спасибо!

    комментарий от vehvepznbyf — Июнь 15, 2010 @ 16:04

  6. платье девочки сжигали на территории бывшего храма Во

    Именно там ???

    комментарий от m_i_s_t_e_r_x_1 — Июнь 15, 2010 @ 16:07

  7. Re: платье девочки сжигали на территории бывшего храма

    Да. Видишь Ролан Быков учит Кристину Орбакайте веревочку развязывать. Это как раз столб с другой фотографии.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Июнь 15, 2010 @ 16:39

  8. Спасибо за отзыв. Приятно 🙂 Я помню свои переживания, когда мы увидели ее профиль.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Июнь 15, 2010 @ 16:44

  9. именно там. все действие — в храме

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Июнь 15, 2010 @ 17:04

  10. Захотелось еще раз к могиле ее сходить. И на развалины церкви уже другими глазами посмотреть.

    комментарий от il_ducess — Июнь 15, 2010 @ 17:31

  11. Re: платье девочки сжигали на территории бывшего храма

    Понятно. 🙂

    комментарий от m_i_s_t_e_r_x_1 — Июнь 15, 2010 @ 17:49

  12. Это нетрудно устроить, ты же знаешь 🙂

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Июнь 15, 2010 @ 18:45

  13. Re: платье девочки сжигали на территории бывшего храма

    посмотрел ролик?

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Июнь 15, 2010 @ 18:46

  14. Re: платье девочки сжигали на территории бывшего храма

    Вот как раз сейчас буду смлотреть. 🙂

    комментарий от m_i_s_t_e_r_x_1 — Июнь 15, 2010 @ 20:49

  15. Re: именно там. все действие — в храме

    Детишки …

    (вспомнилось)

    У нас в классе была девочка с нарушением роста (карлик проще говоря). Как же над ней наши придурки порой издевались. 😦

    комментарий от m_i_s_t_e_r_x_1 — Июнь 15, 2010 @ 21:02

  16. Re: именно там. все действие — в храме

    Да, такое тяжело вспоминать.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Июнь 16, 2010 @ 06:05

  17. Re: именно там. все действие — в храме

    Ну её всё таки подруга отбивала.

    Кстати она была очень умной и не озлобленной не смотря на свои проблемы.

    комментарий от m_i_s_t_e_r_x_1 — Июнь 16, 2010 @ 10:08


RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: