Записки старушки Мадикен

Январь 29, 2010

Сила мысли

Filed under: Uncategorized — Метки: , , , — Записки старушки Мадикен @ 09:19

Значится так.
Гостиница Национальная открылась зимой 1903 года. По всей видимости, майоликовое панно могло появится позже. Вот на этой открытке видно, что панно на Национале еще нет. Его место занимает какой-то щит.

Далее панно… Вчера я силой мысли пыталась вернуть этому панно хоть какую-то определенность.


Спасибо, Андрей, за фотографию

Ясное дело, у меня ничего не получилось. Единственное, что удалось понять, что это все-таки не пейзаж, а люди. В центре кто-то в белом играет на арфе (???) и к нему с двух сторон стремятся… еще кто-то. Орфей? Не знаю.
Автор панно скорее всего Павел Варфоломеевич Кузнецов.

В 1902 Кузнецов с двумя товарищами — К.С. Петровым-Водкиным и П.С. Уткиным — предпринял опыт росписи в саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Молодые художники не стесняли себя соблюдением канонов, дав полную волю фантазии. Рискованный эксперимент вызвал бурю общественного негодования, обвинения в кощунстве, — росписи были уничтожены, но для самих художников этот опыт стал важным шагом в поисках новой живописной выразительности. Ко времени окончания МУЖВЗ (1904) символистская ориентация Кузнецова вполне определилась.
С сайта радищевского музея в Саратове.

Хотя это не помешало ему в 1902 совместно с Н.Н.Сапуновым исполнил декорации к опере Р. Вагнера «Валькирия» для Большого театра. (На Валькирию не похоже?)

Могли ему доверить панно на одной из центральных гостиниц Москвы, да еще на той, которая соперничала с мамонтовским Метрополем? Удивляет то, что нигде нет ссылок на то, что он автор панно на Национале. Только в одной краткой справке о гостинице на яндекс словарях упоминается Кузнецов. Автор заметки М.Нащокина.

Зато про индустриальное панно боле-менее понятно. Оно появилось в 1920-х годах.


Скан из журнала «Московское наследие». Снимок датирован конец 20-х годов.
Интересно, что нигде не написано, что это Дом Советов, зато restorant, bar …

12 апреля 1918 года Совнарком утвердил декрет «О памятниках Республики». Это был первый шаг в «монументальной пропаганде». «В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию» было решено украсить город скульптурами и барельефами, которые были призваны участвовать в «деле образования и воспитания новых поколений.» (В.И.Ленин)
А уже после Всероссийской сельскохозяйственной выставки в 1923 году взялись и за Националь. Конечно, Первый Дом Советов не мог оставаться в стороне от монументальной пропаганды.
Жалко, что у меня статья только про памятники: Юрий Бычков «Пусть памятники станут агитаторами…»

Спасибо всем, кто мне помогает. Вместе мы обязательно отыщем, что же там было на этом панно 🙂

Реклама

61 комментарий »

  1. Да, похоже, что панно на второй фотографии именно то, что мы видим нынче! Уф, ну значит все-таки в 20-е…

    >Интересно, что нигде не написано, что это Дом Советов, зато restorant, bar …
    Ничего странного НЭП во всей красе :)(и это опять-таки подтверждает версию с 20-ми)

    А вот по поводу первого панно: явно вижу дяденьку справа (ближе к тверской короче), который слега повернув голову в сторону от центрального персонажа, подпирает ее же (голову 🙂 ) правой рукой.

    В центре кто-то сидит в пол оборота в белом и то ли играет на каком-то инструменте, то ли протягивает руки к отворачивающемуся дяденьке, который подпирает голову 🙂

    В свою очередь к этому «кому-то в белом» тянут руки с другой стороны….

    Мне почему-то кажется, что в центре женщина.

    и еще
    >о всей видимости, майоликовое панно могло появится позже. Вот на этой открытке видно, что панно на Национале еще нет. Его место занимает какой-то щит.

    А может просто фото сделано тогда, когда здание уже построено, но еще велись отделочные работы?

    комментарий от cocomera — Январь 29, 2010 @ 06:45

  2. Наверное, дом Советов уже сменился, уступив место гостинице.

    А у дядечки еще такая короооотенькая левая ручонка, она сжата в кулачок :))))

    У меня еще была версия, что это Пенелопа, и к ней женихи сватаются, а она прядет пряжу. Но потом я вспомнила, что Пенелопа ткала саван. 🙂

    На первой открытке я точную дату не нашла. Может быть, и так как ты говоришь.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Январь 29, 2010 @ 06:51

  3. Кстати, еще загадка.

    У меня в книге значится Ф.И. Рерберг, он же встречается в других источниках, но не менее редко, как автор панно, встречается И.И. Рерберг (его брат).

    Кто из них делал панно? Первый был художником, второй — архитектором, гражданским инженером.

    комментарий от cocomera — Январь 29, 2010 @ 07:10

  4. Я с ними тоже сегодня запуталась. Пока остановилась на Ф.И. 🙂
    Та же ерунда с авторством Телеграфа, потому что и там их двоих называют (уже как архитекторов).

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Январь 29, 2010 @ 07:14

  5. коротенькая ручка 🙂

    мне думаетсяона не коротенькая, а просто отведена назад — типа перспективное искажение (тем более при таком качестве изображения)

    Я кстати в предыдущем посте посмотрела на маленькие панно — судя по всему там не только пейзажики, но и какие-то персонажи есть, хорошо бы их разглядеть, по идее они должны быть связаны с главным изображением, как думаешь?

    комментарий от cocomera — Январь 29, 2010 @ 07:15

  6. Re: коротенькая ручка 🙂

    Про них я сегодня нашла, что это «времена года», но что-то сомнительно, потому что на первой люди: юноша и девушка, а на второй березка, и они точно русские-народные (ну на мой взгляд).
    Надо Костю засылать с фотоаппаратом.:))

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Январь 29, 2010 @ 07:19

  7. Во еще что нашла! Второму панно даже стихи посвящали:

    Пейзаж с раскраскою богатой –
    В года двадцатые окно.
    Монументальной пропаганды
    Индустриальное панно…

    А.Богданович

    комментарий от cocomera — Январь 29, 2010 @ 07:19

  8. Да! Они всерьез решили «глаголом жечь сердца людей» :)))))

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Январь 29, 2010 @ 07:22

  9. У меня возникло совершенно фантастическое предположение, что может быть это парный к Метрополевской Принцессе Грезе сюжет? Из начала пьесы, где ослабевшим и теряющим надежду и силу духа морякам, трубадур Бертран поет свою балладу о Мелисинде, прекрасной Принцессе Грезе, которую вдохновенно разыскивает в далеких краях?

    комментарий от _mjawa — Январь 29, 2010 @ 08:35

  10. Панно, действительно, перекликались друг с другом. Националь и Метрополь были братьями и соперниками одновременно. Но чтобы так глубоко… Хотя все может быть.:)

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Январь 29, 2010 @ 08:42

  11. В 1920 это уже гостиница была. По крайней мере так везде про нее написано.
    Автор нового панно Рерберг.
    А на первой фотографии не щит, а панно, просто когда ретушировали фотографию и раскрашивали так получилось:)

    комментарий от il_ducess — Январь 29, 2010 @ 19:13

  12. Рерберг это хорошо. Но их было два — Федор и Иван — Ф.И. и И.И. И они нас тоже запутали.
    Это ретушь? Ничего себе 🙂

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Январь 30, 2010 @ 06:31

  13. Ну Зин,ты представляешь, какая тогда техника была.
    Ретушь не всегда была качественная:)

    С Рербергом — кажется Иван.
    Так в книге Вострышева «Москва, энциклопедия, все культурные и исторические памятники» написано, что автор первоначального панно П.В. Кузнецов, и в 1918 его заменили на индустриальное панно автора И.И. Рерберга.

    комментарий от il_ducess — Январь 30, 2010 @ 11:52

  14. В том то и дело, что Иван — архитектор, а Федор — художник. И в статье о заводе «Абрамцево» упоминается именно Федор.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Январь 30, 2010 @ 12:28

  15. И у Нащокиной все слово в слово. Он наверно у нее списал.

    комментарий от il_ducess — Январь 30, 2010 @ 12:34

  16. Хоть я Нащокину и люблю, и очень она мне помогает, но когда речь идет о таких принципиальных моментах, на нее надеяться нельзя.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Январь 30, 2010 @ 12:36

  17. Точно не И.И. Он был инженер, и участвовал в строительстве Музея Изящных Искусств как инженер. Кстати это ему принадлежит мнение, что Клейн стал архитектором Музея, потому что раздобыл площадь Колымажного двора. Рерберг написал мемуары (уже потом-потом), где это говорилось, а все переписали. А было не так. Цветаев заранее познакомился с некоторыми участниками конкурса и выделил Клейна именно за его способности, ожидая от именно от него высокохудожественного сооружения. Цветаев определил будущего архитектора. Это в письмах есть.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Январь 30, 2010 @ 14:16

  18. На панно: Иван Грозный, пригорюнившись, слушает Василису Кирбитьевну, играющую ему на гуслях.

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 2, 2010 @ 18:45

  19. Вот ещё снимок: http://oldmos.ru/upload/photos/4/f/2/2560_4f27b7167cfccba59bc5b9c47a84e7ba.jpg

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 2, 2010 @ 18:47

  20. Серьезно?
    Иван Грозный — это интересно. С чего бы это вдруг?

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 2, 2010 @ 19:15

  21. У Афанасьева

    в тридесятом царстве сидит в башне Василиса Кирбитьевна — из косточки в косточку мозжечок переливается

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 2, 2010 @ 19:17

  22. Конечно, Иван Грозный! Больше некому! При этом в окружении чадая и домочадцев!

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 2, 2010 @ 19:35

  23. А вот посмотри без ретуши

    комментарий от il_ducess — Февраль 2, 2010 @ 20:15

  24. Ну вот я и смотрю, что это ширма. Совсем другая форма панно, закрывающая будущее большое панно и маленькие. вот покрупнее.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 05:30

  25. Конечно, Иван Грозный!

    Больше некому? Ну ладно. А почему Кирбитьевна? Это же сказочный персонаж. Может быть, Мелентьевна — жена все-таки…

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 06:03

  26. Re: Конечно, Иван Грозный!

    Нет-нет! Мелентьевна на гуслях играть не умела. А потом всё же это эпос!

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 06:17

  27. Здание очень далеко. На примере этой фотографии сложно что-либо о панно сказать.
    Вот открытка из той же серии:

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 06:27

  28. То есть это один и тот же год. Значит, Ира права. Это ретушь.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 06:48

  29. Re: Конечно, Иван Грозный!

    Эпос так эпос. Почему-то тебя смущает, что Мелентьевна не играла на гуслях (хотя это еще вопрос), а вот то, что Иван Грозный и В.Кирбитьевна жили в разных измерениях тебя не смущает. Кирбитьевне привычнее было около себя Кащея Бессмертного увидеть.
    Придется поверить тебе на слово. О русской-народной теме говорят и маленькие панно. Тогда они гармонично смотрятся.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 06:52

  30. Оба снимка 1910-ми гг. датируются.

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 07:00

  31. Если присмотреться к не раскрашенной, там окошки все-таки видны.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 07:07

  32. У меня сканер перестал работать, а то бы я его в большом разрешении отсканил бы.

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 07:18

  33. У меня другая проблема — мне сканить нечего. Как назло такие репродукции мутные, что даже в большом разрешении ничего не увидишь.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 07:26

  34. Сканирую

    Не Националь, зато видно хорошо 🙂

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 07:33

  35. Re: Сканирую

    Что сканируешь?

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 07:36

  36. Re: Сканирую

    Забыла послать
    http://madiken-old.livejournal.com/220924.html

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 07:37

  37. Да может быть:)

    комментарий от il_ducess — Февраль 3, 2010 @ 08:59

  38. А мы уже решили, что ты права :)))

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 09:57

  39. А как ты это узнал?

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 10:33

  40. Интуиция!

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 15:12

  41. Полет свободных ассоциаций. Понятно… :))))

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 15:18

  42. Полет свободных ассоциаций

    ОН самый!:)))

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 15:23

  43. Re: Полет свободных ассоциаций

    А я уши развесила. Уже собиралась широкую общественность привлекать для серьезного научного обсуждения. :)))))

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 15:26

  44. Re: Полет свободных ассоциаций

    Ну ты, мать, даёшь!:)))
    Я решил, что ты сразу поняла:)

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 15:31

  45. Re: Полет свободных ассоциаций

    Понимаешь, я поняла. Но твоя репутация (ты же ВСЕ знаешь) и мое безграничное доверие и уважение к тебе все время сбивали меня с толку. :)))))

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 16:05

  46. Re: Полет свободных ассоциаций

    :)))

    Меня, кстати, Ира вчера расстроила… Ты, оказывается, ренегатка… На праздники в феврале уезжаешь…

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 16:17

  47. Re: Полет свободных ассоциаций

    Было бы грех не воспользоваться четырьмя днями выходных 🙂 Я же не знала. Не вели казнить :)))

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 18:44

  48. Re: Полет свободных ассоциаций

    Нет тебя прощения, боярыня!

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 19:18

  49. Re: Полет свободных ассоциаций

    не погуби, батюшка. А как же вотчина моя? Без глазу-то хозяйского худо будет.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 3, 2010 @ 19:26

  50. Re: Полет свободных ассоциаций

    Так тиуна для догляду пошли!

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 3, 2010 @ 19:54

  51. Re: Полет свободных ассоциаций

    Барышня моя отроков и отроковиц в гости на хлеб-соль зазвала. Не гоже им там одним быть.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 4, 2010 @ 06:06

  52. Re: Полет свободных ассоциаций

    Т.е. вы — старые пердуны — отрокам и отроковицам под ногами мешаться будете??! За нравами их юными подглядывать?!!

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 4, 2010 @ 06:12

  53. Re: Полет свободных ассоциаций

    Кто так обзывается, тот сам так называется :))))
    Я их кормить вообще-то собиралась.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 4, 2010 @ 06:25

  54. Re: Полет свободных ассоциаций

    А я и не спорю:))
    Ишь, кормить их ещё…

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 4, 2010 @ 06:43

  55. Re: Полет свободных ассоциаций

    А как же. Молодой пятнадцатилетний организм требует питания.
    А вот самостоятельности у этого организма еще нет.

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 4, 2010 @ 06:49

  56. Re: Полет свободных ассоциаций

    Ох, балуешь ты их, боярыня, ох, балуешь!
    «Казни от юности его, и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоей; и не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет. Ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти… И не дашь ему власти во юности, но сокруши ему ребра «

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 4, 2010 @ 07:13

  57. Re: Полет свободных ассоциаций

    Ты, батюшка, сам так что ли чад своих воспитывал?

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Февраль 4, 2010 @ 13:36

  58. Re: Полет свободных ассоциаций

    Так, боярыня, только так! Иначе неразумные чада вырастают! Родителей своих не страшатся и соромные деяния деют!

    комментарий от dedushkin1 — Февраль 4, 2010 @ 16:22

  59. Так нам оказывается давно ответили, а мы не в курсе.
    вот тут Стас все написал.:
    http://oldmos.ru/photo/view/16303?

    Читаем:
    «Керамический рапорт на отеле назывался «Аполлон и музы». Встречается в документах и «Мусагет на Олимпе». Музы, были следующие: Эвтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Терпсихора — муза танцев, Полигимния — муза священных гимнов. Они в греческой мифологии обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона. Авторы композиции, исполненной на Московском Бутырском керамическом заводе С.И.Мамонтова «Абрамцево» — Сергей Чехонин и Александр Головин. Указываемый в путеводителях Павел Кузнецов (в 1902 году, когда устанавливали керамическую картину) был только выпускником Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и разработал сюжет, но переработали его, выполнили в керамике, выбрали краски и тона Чехонин с Головиным. Б.Ланге был помощником этих художников. Изображение этой картины есть в одном из номеров журнала «Мир искусства».

    комментарий от il_ducess — Апрель 14, 2010 @ 17:55

  60. О, как! Здоровско. Спасибо огромное. :)))))

    комментарий от Записки старушки Мадикен — Апрель 14, 2010 @ 18:37

  61. Я ему уже передала. Он даже обещал найти тот журнал «Мир искусства» где она была изображена.

    комментарий от il_ducess — Апрель 14, 2010 @ 18:47


RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: